Преемственность детского сада и школы

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ между учреждением дошкольного образования и школой предполагает ориентацию, направленность работы учреждения дошкольного образования на требования, предъявляемые в школе и, наоборот, - учет учителем достигнутого общего уровня развития дошкольника, сформированное нравственного поведения, волевой, личностной сферы ребенка.

Преемственность может рассматриваться как внутренняя связь, которая выражается в учебной деятельности обучаемых (дошкольников и школьников), и внешняя, связанная с деятельностью обучающих (воспитателей и учителей). В первую связь входит структура учебно-воспитательной деятельности, в которую входят следующие компоненты:

I) мотивационно-целевой, который обуславливает взаимосвязь мотивации и целеполагания учения;

2) содержательно-информационный, который свидетельствует о наличии знаний, об умении связывать старую и новую информации;

3) учебно-операциональный, обеспечивающий развитие общеучебных и специальных умений и навыков, наличие мыслительных операций;

4) организационно-рефлексивный, - включающий навыки планирования, прогнозирования деятельности, само-взаимооцеики результатов собственной деятельности и товарищей.

Во внешнюю связь входит преемственность в деятельности воспитателей и учителей, которая проявляется в определенном типе отношения педагогов к детям, в отношении к педагогической деятельности, к родителям воспитанников и т.д.

В осуществлении преемственности важно обратить внимание на выполнение педагогом возложенных на него функций (оздоровительных, организаторских, воспитательных и т.д.), на знание педагогики, психологии, методик воспитания, его эрудированность.

Реализации преемственности способствует существующая система образования, единые принципы образования: гуманизация, демократизация, дифференциация обучения и воспитания на основе учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей каждого ребенка; разработки и внедрения в практику инновационных преемственных по своей сути программ, перестройки системы подготовки и переподготовки педагогических кадров с ориентацией на различные профили и услуги образовательных учреждений.

Главная цель интеграции деятельности учреждения дошкольного образования и школы - развить в ребенке добрые чувства, глубокий ум и здоровое тело. Но специфическое приоритетное направление для начальной школы - формирование у детей умения учиться, создание условий, при которых обучение становится для ребенка благом, основной формой его самовыражения; для дошкольного - раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих легкий, естественный переход ребенка в школу.

В РБ разработано и утверждено примерное положение об учебно-воспитательном учреждении "школа-детский сад", создаются "центры развития ребенка" - эти новые интегративные типы учебно-воспитательных учреждений организуются с целью создания оптимальных условий для обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста и обеспечения преемственности в организации и содержании учебно-воспитательного процесса. Творческими коллективами, утвержденными Министерством образования РБ, разрабатываются программы обучения и воспитания детей в подготовительной группе, программы специальной подготовки детей 5 лет к школе; стандарты дошкольного образования. В справке Управления дошкольного воспитания Министерства образования РБ "Состояние и перспективы воспитания и обучения детей 5-7 лет в условиях учреждения дошкольного образования и школы в связи с реформированием системы образования" отмечается, что "преемственность необходимо понимать, с одной стороны, как установление диалектической взаимосвязи между этапами развития, личности при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту, с другой стороны - создание медико-биологических и психолого-педагогических условий в работе детских садов и школ для обеспечения этого развития".

Основными задачи преемственности являются:

1. Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы.

2. Установление связи в физическом, умственном, нравственном,

трудовом и эстетическом развитии.

3. Установление связи в развитии личности ребенка в целом.

4. Сформированность активно-положительного отношения к детям со стороны педагогов и родителей.

5. Осуществление преемственности учреждения дошкольного образования и школы в формировании общеучебных умений и навыков.

6. Преемственность содержания образования и воспитания в учреждении дошкольного образования и первом классе школы.

Наиболее действенными формами работы школы и учреждения дошкольного образования являются:

1. посещение воспитателями учреждения дошкольного образования уроков в школе, а учителями школ занятий в учреждении дошкольного образования с последующим обсуждением, вынесением рекомендаций;

2. совместные тематические совещания учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений с участием руководителей учреждений;

3. проведение родительских собраний в старших группах с участием учителей и воспитателей;

4. изучение воспитателем и учителем программ детского сада и I класса с целью выявления, какими знаниями, умениями и навыками овладели дети в дошкольном учреждении. Изучая программу I класса, воспитатели дошкольных учреждений узнают требования 

школы к первоклассникам, учитывают их в воспитании и обучении дошкольников;

5. организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;

6. беседы учителей с воспитателями о детях, уходящих I сентября в школу, устная характеристика о слабых и сильных детях, о состоянии здоровья детей группы, о характере коллективных взаимоотношений, об усвоении детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о развитии познавательных интересов, о волевом развитии, а также о развитии интеллекта: пытливости, любознательности, критичности и т.д.;

7. совместная подготовка к конференциям, организация выставок;

8. взаимопосещения утренников и концертов.

С целью более тесной и систематической работы школы и детского сада учителями совместно с воспитателями разрабатываются планы преемственности, к выполнению которых привлекаются не только педагоги, но и родители.

План преемственности включает следующие разделы:

1. методическая и организационно-воспитательная работа;

2. воспитание у детей интереса к школе;

3. воспитание у школьников заботливости и внимательности к детям дошкольного возраста;

4. работа с родителями.

Неотъемлемой частью работы по преемственности школ и дошкольных учреждений является сотрудничество с семьей, что позволит добиться высокого уровня общего развития ребенка. Для решения этой проблемы необходимы согласованные действия работников дошкольных учреждений и семьи: все лучшее, что может дать семья (любовь, забота, уход, личное общение), детский сад и начальная школа должны сделать своим достоянием, и, наоборот, все хорошее, что приобретает ребенок в детском саду и школе (самостоятельность, организованность, интерес к знаниям и др.), должно находить продолжение и опору в семье. Только тогда улучшаться качество воспитания и обучения детей в школе и подготовка к школе в дошкольном учреждении, будет преодолен разрыв между семьей, детским садом и школой, являющийся серьезной преградой для правильного развития ребенка.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГУО «Средняя школа №15 г. Лиды»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

 ОБРАЗОВАНИЯ «Средняя школа №15 г. Лиды»

 

№ п/п

Содержание работы

Срок

Ответственный

Вы-полне-ние

1.

Работа с детьми:

Проведение экскурсий, целевых прогулок (для детей старших групп):

- на торжественную линейку, посвященную началу и концу учебного года в ГУО «СШ №15»

- в библиотеку

- в  музей

 

 

 

Сентябрь

Май

 

Январь

Апрель

 

 

 

Воспитатели старших групп

 

2.

Работа с педагогами:

Педагогическая гостиная «Готовим воспитанников к поступлению в школу»

Апрель, май

Зам. зав. по ОД, педагог-психолог

 

 

Оформление учебной зоны, уголка школьника, сюжетно-ролевой игры “Школа” в старшей группе

Январь

Воспитатели старших групп

 

 

3.

Работа с родителями:

Оформление информационной папки в старших группах «Мой ребенок будущий первоклассник»

 

В течение года

 

Воспитатели старших групп

 

 

Консультация:

«Роль семьи в формировании положительного отношения к школе»

 

Январь

 

 

Педагог-психолог

 

Круглый стол для родителей выпускников: «Ваша помощь нужна первокласснику».

 

Март

Педагог-психолог

 

 

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников

Май

Администрация ГУО «СШ №15»

 

 

свернуть

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

 

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. 
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. 
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. 
4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. 
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. 
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. 
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу. 
8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. 
9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

 

 
свернуть