Гражданское патриотическое воспитание

 
2021 год в Беларуси объявлен Годом народного единства

1 января 2024г. Главой государства подписан Указ № 375

Данное решение принято в целях дальнейшего повышения качества жизни белорусского народа, обеспечения конкурентоспособности национальной экономики на мировой арене, стимулирования инициативы, формирования в обществе ответственности за результаты своего труда и чувства сопричастности к будущему страны. 

Презентация "По следам Гедимина"

 Открыть презентацию ->    По следам Гедимина

свернуть

История белорусской культуры

Богатая культура Беларуси – самобытность, разнообразие стилей, форм, направлений...

История белорусской культуры

Самобытная художественная культура Беларуси формировалась на протяжении столетий. Здесь существовали оригинальные архитектурные и художественные школы, создавались неповторимые музыкальные и литературные произведения.

Все дошедшие до наших дней шедевры белорусского искусства находятся под защитой государства. Они хранятся в коллекциях крупнейших белорусских музеев, собраниях библиотек. Классика белорусской музыки и драматургии демонстрируется на театральных подмостках и в концертных залах.

Современная культурная жизнь Беларуси динамична и разнообразна. В стране проходит множество художественных выставок, музыкальных, театральных и кинематографических фестивалей.

Все это интересно и доступно как для белорусов, так и для гостей страны.

Изобразительное искусство Беларуси

Изобразительное искусство Беларуси разнообразно по стилям, направлениям и жанрам. Самые интересные произведения белорусской живописи и скульптуры различных эпох можно увидеть в художественных музеях страны.

Крупнейшим собранием произведений искусства обладает Национальный художественный музей Республики Беларусь. Он активно пропагандирует национальное искусство. Здесь постоянно проходят выставки произведений белорусских художников.

Интересные коллекции произведений белорусского искусства в Витебском художественном музее, Могилевском областном художественном музее, Полоцкой художественной галерее.

Во многих районных центрах Беларуси есть художественные галереи, где можно увидеть работы местных художников.

Музыка в Беларуси

Современное музыкальное искусство Беларуси стремится сохранить национальные традиции, одновременно развивая популярные в мире стили и направления. Произведения белорусских композиторов, мировой классической и эстрадной музыки звучат в исполнении как профессиональных, так и самодеятельных музыкантов.

Большую популярность завоевали ведущие музыкальные коллективы страны:

  • Президентский оркестр Республики Беларусь

  • Национальный оркестр симфонической и эстрадной музыки под управлением М.Финберга

  • Государственный академический симфонический оркестр

  • Государственная академическая хоровая капелла им. Г.Ширмы

  • Национальный академический народный хор Республики Беларусь им. Г.И.Цитовича

  • вокальнай группа "Чистый голос"

  • вокально-инструментальный ансамбль "Песняры" 

  • вокально-инструментальный ансамбль "Сябры"

В Беларуси ежегодно проходят фестивали, представляющие различные направления и жанры музыкального искусства:

  • "Белорусская музыкальная осень" 

  • "Минская весна" 

  • "Золотой шлягер" 

  • "Музы Нясвіжа" 

Символом фестивального движения Беларуси стал Международный фестиваль искусств "Славянский базар в Витебске", участие в котором принимают популярные артисты из разных стран мира.

Театр в Беларуси

Белорусский профессиональный театр развился из древних народных обрядов, творчества бродячих музыкантов, придворных трупп белорусских магнатов, деятельности любительских коллективов рубежа XIX–XX вв. В настоящее время в стране работает 28 государственных театров, большое количество самодеятельных народных коллективов, в т.ч.:

  • кукольные театры

  • драматические театры

  • музыкальные театры

Самым прославленным театром республики является Национальный академический Большой театр оперы и балета Беларуси. Его постановки завоевали грандиозный успех как у отечественного, так и у зарубежного зрителя.

Театральная жизнь Беларуси насыщенна яркими фестивальными событиями. Постоянную прописку в разных городах страны получили престижныетеатральные фестивали, на которые приезжают коллективы со всего мира. Среди самых известных форумов:

      •  Международный театральный фестиваль "Белая вежа" (Брест)
      •  Международный фестиваль театрального искусства "Панорама" (Минск)
      •  Международный фестиваль студенческих театров "Тэатральны куфар" (Минск)
        Международный молодежный театральный форум "M@art. контакт" (Могилев)
        Международный форум театрального искусства "ТЕАРТ" (Минск)
        Белорусский международный фестиваль театров кукол (Минск)

В рамках Международного фестиваля искусств "Славянский базар в Витебске" проходит полюбившаяся публике программа "Театральные встречи".

Кино в Беларуси

Искусство кино в Беларуси развивается с 30-х годов ХХ века. В 1924 г. создано Белорусское государственное управление по делам кинематографии и фотографии - Белгоскино. В 1928 г. в Ленинграде открылась киностудия"Советская Беларусь", выпускавшая художественные, хроникальные и научно-популярные фильмы. В 1939-м  студия переехала в Минск, а с 1946-го носит название "Беларусьфильм".

Первый белорусский художественный фильм "Лесная быль" в 1926 г. создал режиссер Юрий Тарич. Во время Великой Отечественной войны белорусские документалисты одними из первых снимали репортажи с фронта.

Тема трагедии народа стала одной из главных в послевоенном творчестве режиссеров Беларуси. Особую нишу отечественные кинематографисты заняли вдетском кино. Мировое признание завоевало белорусское документальное кино.

Современное белорусское кино продолжает традиции предыдущих поколений, ищет новые пути развития. Отечественные фильмы завоевывают награды престижных кинофестивалей мира. Драма "В тумане" (режиссер Сергей Лозница), снятая международной группой по повести Василя Быкова, на 65-м Каннском кинофестивале в 2012 г. удостоена специального приза жюри Международной федерации кинопрессы FIPRESCI.

В Беларуси осуществляется много совместных проектов с кинематографистами стран мира. На "Беларусьфильме" снимали фильмы Никита Михалков, Петр и Валерий Тодоровские, Дмитрий Астрахан, Александр Сокуров.

В Беларуси проходят крупные кинофестивали:

  • Минский международный кинофестиваль "Лiстапад" и конкурс фильмов для детской и юношеской аудитории "Лiстападзiк" (Минск)

  • Республиканский фестиваль белорусских фильмов (Брест)

  • Международный фестиваль анимационных фильмов "Анимаевка" (Могилев)

  • Международный католический фестиваль христианских фильмов и телепрограмм "Magnificat" (Глубокое)

Литература в Беларуси

Литература столетиями играла важную роль в культуре Беларуси.

Среди наиболее известных писателей и поэтов Беларуси:

Трагическая история страны повлияла на то, что тема войны долгое время была ведущей в белорусской литературе.

Национальная библиотека Республики Беларусь в Минске обладает самым большим собранием печатных изданий в стране, а также правом получения обязательного экземпляра. Здесь собрано самое большое за пределами России собрание книг на русском языке. В 2006 году открыто новое здание Национальной библиотеки, имеющее уникальное архитектурное решение в форме бриллианта, – предмет национальной гордости белорусов.

Ежегодно в Беларуси проводится День белорусской письменности. Концепция праздника предусматривает  отражение исторического пути письменности и печати в Беларуси, а также развитие  белорусской литературы и культуры на современном этапе.

 

свернуть

Государственная символика Беларуси

Государственная символика

Государственный флаг Республики Беларусь

flagГосударственный флаг Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь, представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос: верхней - красного цвета шириной в 2/3 и нижней - зеленого цвета в 1/3 ширины флага. Около древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющий 1/9 длины флага. Отношение ширины флага к его длине - 1:2. Флаг крепится на древке (флагштоке), которое окрашивается в золотистый (охра) цвет.

 

Государственный герб Республики Беларусь

BelarusГосударственный герб Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь.

Государственный герб Республики Беларусь представляет собой размещенный в серебряном поле зеленый контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова «Рэспубліка Беларусь».

 

свернуть

Беларусь - мая Радзiма, усiм сэрцам ты любiма!

«Актуальность использования культурного наследия белорусского народа в процессе формирования нравственно-патриотических чувств  воспитанников»

Будущее родной Беларуси зависит от подрастающего поколения: его ценностных ориентиров, мышления и поведения. Особое значение в воспитании детей придается воспитанию чувства патриотизма, личности с активной жизненной позицией, в центре которой будет чувство личной ответственности за судьбу Родины. Любовь к ней формируется постепенно в процессе накапливания знаний об общественной жизни, труде людей во благо государства, природе, народных традициях.
     Чтобы понять душу белорусов, через историю, культуру своих земляков приобщить детей к общечеловеческим ценностям, необходимо знать свои корни, свое прошлое и настоящее.
Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Устное народное творчество - загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки — воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре. Устное народное творчество как ценнейший языковой материал широко используется в обучении и воспитании детей. Оно как игра, развлечение, но в то же время через него по-другому видят окружающий мир.
Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
С любви к родному дому, к песни матери, с изучения истории народа, с постижения его традиций начинается любовь к родному краю, к Родине, ко всей Земле. С детства прививается патриотизм человеку, а прежде всего в семье и в детском саду, потому что там начинается формироваться мировозрение гражданина. 
Без знания родного языка, истории, культуры, традиций нет и патриота своей Родины.
«Кто я? Откуда?» - рано или поздно дети задают эти вопросы, и на них нужно отвечать. Но так получается, что мы сами, взрослые, мало можем вспомнить о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о более далеких родственниках. А много ли мы знаем народных песен, сказок, танцев, пословиц, поговорок, загадок, игр?
Что мы можем передать в духовное наследие детям? Как будут сохраняться лучшие традиции и обряды? Чем будут дети гордиться и с кого брать пример? Как воспитать сыновей и дочерей трудолюбивыми, добрыми, патриотами своей родины?
Эти вопросы задают и ищут на них ответы и родители, и педагоги. Сегодня многие ученые, практики единодушны в том, что необходимо возвращаться к народной педагогике, к национальным традициям в присоединении к национальной и общечеловеческой культуре. Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что “…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным”. Он ввёл в русскую педагогическую литературу термин “народная педагогика”, видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Важно, чтобы педагоги и родители знали народные праздники, обряды, традиции, игры; владели родным языком и использовали в своей работе разнообразный белорусский фольклор. 
 Воспитательный потенциал белорусской народной культуры.
С детства человек должен гордиться своей национальной принадлежностью, любить свою Родину, знать родной язык, интересоваться культурой, историей своего народа. 
На протяжении всей истории белорусский народ накапливал и развивал самобытную национальную культуру. 

 Национальная культура - совокупность традиций, обычаев, норм, ценностей и правил поведения, общих для представителей одной нации. 
Национальная культура включает вместе с традицонно–бытовой, профессиональной и ежедневной так же специализированные отрасли культуры. Охватывает субкультуры всех больших социальных групп и отдельных этнических общностей. Национальная культура объединяет людей, которые проживают на больших территориях и не обязательно связаны кровнородственными отношениями. 
Обязательным условием появления национальной культуры считатся новый тип социальной коммуникации, связанный с открытием письменности. О появлении национальной культуры можно говорить только тогда, когда формируется литературный (письменный) язык и национальная литература. В качестве основного условия приобщения народа к своей национальной культуре рассматривается система образования.
Важнейшей составной частью национальной культуры является культура воспитания детей, которая развивается в системе выработанных норм и правил. 
Народная педагогика включает в себя легенды и былины, богатейший фольклор, ритуальность и обрядовость, народные игры и праздники, воплощает в себе достояния ремёсел и искусства, выработанные столетиями орудия и приёмы труда, поведение, национальный характер и многое другое.
Народная педагогика, как требует того возраждение национальной школы, должна всесторонне проникать в сознание и сердца на всех возрастах образовательно-воспитательной системы, через каждый образовательный предмет, все формы и приёмы как на занятиях, так и в повседневной жизни
Специфика народных знаний заключается именно в том, что ими может успешно овладеть каждый ребёнок дошкольного возраста. Путь этот начинается от простого, натурального вхождения в мир народных представлений и обычаев, народного искусства и народных игр.
Немалая роль в приобщении детей дошкольного возраста к родной культуре отводится специалистам дошкольных учреждений. Важно, чтобы педагоги были искренними приверженцами возрождения белорусской культуры. Они первые своей эмоциональностью, возвышенностью, лаской к родному слову должны заинтересовать детей национальным наследием своего народа. Работая, нужно помнить одну, хорошо известную истину: ничего не произойдёт само по себе – без энтузиазма, общих усилий и творчества.
Для детей доступными и интересными являются такие жанры народного творчества, как колыбельные, сказки, летенды, пословицы и поговорки, загадки, песни, танцы. Все эти жанры поэтического творчества выполняют важную морально-воспитательную функцию. 
Достижения народной педагогики должны занять важное место в семейном и общественном воспитании, в организации отдыха и проведении свободного времени детей. С самого раннего детства необходимо знакомить детей с доступными по содержанию сказками, постепенно усложняя содержание, а затем приобщать детей к самостоятельному созданию сказок, к развитию фантазии, выдумки. Пробуждать интерес детей к своему родоводу, к семье, воспитывать чувство гордости за трудовые и творческие поступки старших поколений, формировать чувство уважения к родному дому, к своему роду.
Особую эффективность в воспитательной работе по приобщению детей к национальной белорусской культуре приобретает включение детей в значимые для них виды деятельности. Создание необходимых условий организации национально-патриотического воспитания дошкольников предусматривает использование комплекса форм, методов и средств, направленных на формирование гражданственности.


Основные формы и методы, используемые в работе педагогами дошкольных учреждений по приобщению детей к народным традициям.

Основными формами и методами приобщения детей к национальной культуре являются:

  • специально-организованные занятия по ознакомлению с народным искусством (например “Народныя майстры Беларусі”, “Знаёмства з працай ганчара” и др.)
  • создание музейных экспозиций;
  • выставки, организованнные в детском саду;
  • встречи с народными умельцами и посещение мастерской художника;
  • праздники и развлечения;
  • рассматривание иллюстраций к белорусским народным сказкам, изделий декоративно-прикданого искусства, ремесленных изделий;
  • дидактические и сюжетно – ролевые игры (“Упрыгожым ляльцы хату да свята”)
  • чтение произведений и инсценировки;
  • прослушивание белорусских мелодий, исполнение песен, народных танцев) и др.

Выше перечисленные формы и методы реализуются через разнообразные виды деятельности детей в дошкольном учреждении.
Большую роль в приобщении дошкольников к национальной культуре Беларуси занимают организация этнографических выставок, работа в музеях, созданных в дошкольных учреждениях, проведение праздников, ознакомление дошкольников с произведениями декоративно-прикладного искусства.
В планирование образовательной работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, необходимо включать такие темы: «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Я и мое имя», «Наша Родина – Беларусь», «Наши защитники», «Милые мамы», «Великий праздник – День Победы», «Корма—мой родной городской посёлок».
Воспитателям необходимо так организовать работу с детьми по расширению и пополнению знаний о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность. 
С этой целью необходимо использовать разнообразные виды организации игровой деятельности. 
1) Ролевые игры, основанные на моделировании социального содержания деятельности, традициях проведения праздников и обрядов: «Бабулін падворак», «Калядныя вечары», «Свята беларускіх гульняў».
2) Подвижные игры, отражающие национальные 
обряды, праздники: «Лянок», «Проса», 
«Гарлачыкі», «Млынок», «Пастух і статак», 
«Работнікі», «Мак», «Запляціся, пляцень». 
3) Игры-драматизации по мотивам белорусских песенок и сказок: «Зіма з летам сустракаецца, пра здаровейка пытаецца», «Дамавік», «Як варона салаўём прыкінулася».
4) Игры-путешествия: «Экскурсия по городу», «Путешествие по Белоруссии (Курган Славы, Хатынь, Брестская крепость)», «Поездка в Минск», «Путешествие по рекам и озёрам Беларуси», «Азёры роднага краю», «Рэкі роднага краю», «Буйныя гарады Беларусі», «Запаветныя мясціны Беларусі».
5) Дидактические игры: «Отбери картинки, где изображены животные, встречающиеся в наших лесах», «С какого дерева листок», «Тайны запаведнага лесу», «Магазин сувениров» др. Закреплению знаний детей о республике способствуют дидактические игры типа: «Хто дзе жыве» (Хто жыве ў Віцебску, Гомелі іг.д.), «Рэкі і азёры Беларусі», и «Расскажи мальчику из другой республики о своей стране», «Узнай и назови знаменитые места г. Минска», «Что за место, в каком городе оно находится», «Что бы ты рассказал о Минске, если бы был экскурсоводом», «Путешествие по карте Беларуси» и др. Материалом для игр служат фотографии, открытки, альбомы, гербарий, рисунки детей, значки, предметы белорусского декоративно-прикладного искусства.
6) Игры соревновательного характера, стимулирующие активность детей в приобретении и демонстрации знаний национальных особенностей, традиций, фактов истории: конкурс-викторина «Спадчына», «Па сукенцы бачаць, хто такі ідзе» (знатакі беларускага адзення), «Што, дзе, калі», конкурс «Вытокі», «Крыжаванкі».

свернуть