№2 (специальная разновозрастная 2-3 года, 5-7 лет)

Воспитатели дошкольного образования:

Казинская Наталья Викторовна,  высшее образование,  высшая категория.

Цумарова Валентина Владимировна, высшее образование,  первая категория.

Учитель-дефктолог: Комар Юлия Сергеевна

Помощник воспитателя: Мискель Галина Ивановна

Роль игры в развитии коммуникативных навыков дошкольников.

Консультация для родителей. Подготовил учитель-дефектолог Комар Юлия Сергеевна.
развернуть

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Дети всех времён и всех народов играют, потому что только в игре развиваются духовные и физические силы ребёнка. Посредством игр развивается личность ребенка. Именно через неё ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Именно в игре дети учатся сообща творчески и произвольно управлять своим поведением, подчинять свои интересы интересам других, что является необходимым условием любой деятельности. Посредством игрового общения, дети легче обучаются, игра раскрепощает ребенка и раскрывает его как самостоятельную личность.

Интерес к игре, желание участвовать в ней приводит к тому, что дети идут на взаимные уступки. Если по какой – то причине распадается игра, разлаживается и процесс общения. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни и формированию коммуникативных навыков, развитию которых способствует пример общения со сверстниками, с педагогами, родителями.

В педагогике дается следующая классификация игр, базирующихся на степени самостоятельности и творчества детей в игре: придуманные самими детьми – творческие (cюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные) и игры, придуманные взрослыми – игры с правилами (подвижные игры и дидактические игры)

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Ролевая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых. Посредством такой игры, ребёнок проникается мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков, тем самым ребенок расширяет и обогащает свою собственную личность, свой мир новыми идеями, чувствами, представлениями.

Театрализованные игры – разыгрывание в персонажах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.

Строительно-конструктивные игры - отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях. Дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их. Такого рода игры объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными, что делает их схожими с сюжетно-ролевыми играми.

Подвижные игры помогают в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных навыков детей - они приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами. В таких играх правила сформулированы до начала игры. Дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать своё поведение и действия.

Дидактические игры способствуют преодолению трудностей в общении. В дидактической игре ребёнок не только получает новые знания, но также обобщает, закрепляет их. Для ребенка же игра представляет особую ценность и в плане его общего развития, физического и духовного, и в плане его подготовке к разным сферам жизни.

В подвижных и дидактических играх важно опираться на активность самого ребенка, давать ему возможность приобретать свой собственный, неповторимый жизненный опыт, пробуя новые способы социального поведения и экспериментируя с ними.

Дети очень наблюдательны и подражательны. Присматриваясь к окружающему они отражают в игре то что видят, таким образом в основе игры лежит стремление познать окружающий мир и отразить это в игре. «Понарошку» ребенок может действовать, не опасаясь необратимых последствий, всегда зная, что есть возможность переиграть, переменить условия игры, партнеров или обстановку. Это создает определенную психологическую безопасность и активизирует действия ребенка по отношению к окружающему миру.

Развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности и важнейшим направлением социально-личностного развития. Общение ребенка со сверстниками, более разнообразное чем со взрослыми, подготавливает их к будущим личностным коммуникациям в области учебы, построения семьи, отношений на производстве и на досуге.

Литература:

1.Казанская В.Л. Шматко Н.Д. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия, Дефектология,- 2002г,- №5

2.ТкаченкоТ.А. Развитие фонематического восприятия: учебное пособие- М.,2001г.

свернуть

«В игры играем - речь развиваем»

Консультация для родителей. Подготовил учитель-дефектолог Комар Юлия Сергеевна.
развернуть

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка, и ее влияние на его развитие, на формирование личности ребенка, его умственного и речевого развития велико. Поэтому родителям развивать речь необходимо с самого раннего возраста. В младшем дошкольном возрасте дети в буквальном смысле копируют своих родителей, поэтому родителям важно следить за своей речью, так как она является примером для подражания. Общаясь друг с другом, говорите полными предложениями, не искажайте звуковую оболочку слова, говорите с ребенком на языке взрослых, не сюсюкайтесь. При задержке речевого развития ребенку гораздо сложнее адаптироваться в детском коллективе. Из-за неправильного произношения нескольких групп звуков, нарушения слоговой структуры слова, бедности словарного запаса, речь детей становиться мало понятной окружающим, невыразительной. Поэтому дети замыкаются в себе, начинают стеснятся, а в некоторых случаях даже проявляют агрессивность и обидчивость. У детей наряду с указанными речевыми особенностями отмечается недостаточность сформированности неречевых процессов, которые тесно связаны с речью: память, внимание, мелкая и общая моторика, словесно-логическое мышление. Если ребенку своевременно не помочь, то в дальнейшем ему будет еще сложнее освоить школьную программу, так как все эти трудности проявятся в ошибках при письме и чтении, то есть нарушение устной речи перейдет в нарушение письменной речи. Задача родителей не откладывать решение проблем на потом и как можно быстрее обратиться к специалистам.

Каждый родитель с интересом наблюдает за развитием своего ребенка и ему очень хочется, что бы его правильно выговаривать звуки, говорил полными предложениями, и мы родители можем ему помочь. Существует множество игр и игровых упражнений, направленных на развитие речи детей. Для этого не обязательно отводить определенное время. На прогулке, или занимаясь домашними делами, вы можете одновременно поиграть с ребенком.

Можно играть по дороге в детский сад или возвращаясь из детского сада.

«Я заметил». «Давай проверим, кто из нас внимательней. Будем называть предметы, мимо которых проходим и говорить, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку - она пушистая» Ребенок и взрослый могут называть предметы по очереди.

«Доскажи словечко». «Вы начинаете фразу, а ребенок ее заканчивает. Например, ворона каркает, а воробей (чирикает). Сова летает, а заяц (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади (жеребенок).

И еще, как можно больше пойте с детьми, пойте вместе с ними. Пение способствует развитию речевого дыхания, и в дальнейшем у ребенка будет меньше проблем, связанных со звукопроизношением.

Учите ребенка находить и придумывать рифмы. Например: сок-носок, палка- галка, огурец-молодец и т. д.

«Игры на кухне».

«Волшебные палочки». Дайте малышу сосчитать палочки или спички с отрезанными головками. Пусть он выкладывает из них простейшие фигуры, предметы.

«Приготовим сок». Из яблок сок  (яблочный, из груш (грушевый) и т. п. Справились? Наоборот: апельсиновый сок из чего? и т. д.

«Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И пр.

«Угощаю». «Давай вспомним вкусные (сладкие, соленые, кислые) слова и угостим друг друга» Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите».

«Один – много», одна морковь - много моркови.

«Один, два, пять», одно яблоко, три яблока, пять яблок.

«Помогаю маме». Предложите ребенку перебрать горох, рис, гречку, пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

Давно известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук способствует развитию речи.

Одной из форм по развитию мелкой моторики является пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика ("Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Игра "Моя семья".

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья! (поочередное сгибание пальцев, начиная с большого)

Игра "Лошадки"

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок.

Скачет резвый табунок.

(Пальчики "скачут" по столу в ритме стихотворения)

Чем еще можно позаниматься с ребенком, чтоб развить ручную умелость?

  • разминать пальцами пластилин, глину;
  • нанизывать крупные и мелкие пуговицы, шарики на нитку;
  • играть с конструктором, мозаикой, кубиками;
  • играть с песком, водой;
  • резать ножницами (симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок)
  • рисовать различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью).

Специалисты в детском саду (воспитатели, логопеды) используют разнообразные методы и приемы обучения и воспитания детей, но родители должны помнить, что только с их помощью и поддержкой развитие речи их ребенка будет полноценным и всесторонним. Желаю успехов!

 

 

 

Литература:

1.Казанская В.Л. Шматко Н.Д. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия, Дефектология,- 2002г,- №5

2.ТкаченкоТ.А. Развитие фонематического восприятия: учебное пособие- М.,2001г.

свернуть

Занятие по образовательной области "Изобразительное искусство (аппликация на тему "Пароход")

К празднику 23 февраля готовились всей группой! Для пап изготовили подарки в виде пароходов, учили стихи, слушали песни на военную тематику и рассматривали альбомы военная техника и военные профессии.

свернуть

Огород на окошке

В группе прошло занятие "Огород на окошке" дети учились самостоятельно сажать растения, узнали какие условия нужны для роста и развития посаженных семян, старались аккуратно полить саженцы. Огород на окошке даст возможность наблюдать за развитием и ростом растений, поможет детям научиться ухаживать за ними.

 

свернуть

Как закрепить у детей навыки правильного произношения. Вводим звуки в речь.

Консультация для родителей. Подготовил учитель-дефектолог Комар Юлия Сергеевна.
развернуть

Процесс становления речи довольно сложный и длительный, в ходе него ре­бенок учится не только понимать обращенную к нему речь, но и самостоятельно воспроизводить необходимые звуки, объединять их в слоги и слова, добиваясь при этом того, чтобы его речь понимали окружающие.

          В осуществление процесса становления речи включены центральная нерв­ная система, а также слуховые и речевые органы. Помимо этого на процесс ста­новления речи оказывают влияние различные наследственные факторы, усло­вия жизни, воспитание и обучение ребенка. Однако далеко не всегда правильное произношение самостоятельно формируется у ребенка, а в таком случае ему просто необходима помощь учителя-дефектолога. Чаще всего у детей встречаются следующие нарушения произношения:  - пропуски, т. е. ребенок просто не произносит трудный звук;

 - искажения - ребенок произносит звук, но несколько искажает его;

 - замены и смешения - ребенок не различает похожие звуки и меняет их местами.

          Как правило, подобные нарушения наблюдаются не со всеми звуками, а толь­ко с теми, произнесение которых требует достаточного развития мышц языка, его подъема и скоординированности движений всех речевых органов. Это шипя­щие звуки [ш], [ж], [ч], [щ]; свистящие звуки [с], [з] и их мягкие варианты, [ц]; сонорные звуки [л], [р] и их мягкие варианты. Значительно реже встречаются нарушения произношения звуков [к], [г], [х], [т], [д] и их мягких вариантов, [j]. Искажаясь, звуки могут произноситься сходно в близких фонети­ческих группах: глухих и звонких (напри­мер, [с-з], [ш-ж]), твердых и мягких (например, [с-сь], [л-ль]), но могут наблюдаться и изолированные нарушения, особенно твердых или мягких звуков. Существует несколько этапов формирования звукопроизношения. 

Подготовительный этап направлен на формирование у ребенка интереса к предстоящим занятиям, выработку необходимых точных и скоординированных движений его речевых органов с помощью артикуляционных и дыхательных упражнений, развитие на­выков звукового анализа и контроля своего произношения, тренировку произ­вольного внимания и памяти.          Этап формирования начальных навыков правильного произношения включает в себя постановку правильных звуков, их автоматиза­цию, т. е. закрепление правильного произношения в слогах, словах, предложени­ях, дифференциацию сходных по звучанию звуков, т. е. умение различать похо­жие звуки, отбирать их во время произнесения и не смешивать.

         Постановка отдельного звука осуществляется с помощью необходимых спо­собов и приемов. После того, как ребенок научиться произносить этот звук, мож­но переходить к процессу автоматизации, который заключается в том, что ребе­нок произносит доступный ему звук в специально подобранных слогах, словах, предложениях.           Необходимо помнить и о том, что автоматизация уже поставленных звуков должна проводиться при соблюдении определенных правил.          В том случае, если ребенок уже умеет произносить отдельный звук, но не употреб­ляет его в своей речи,  работу можно начинать, минуя этап поста­новки, т. е. переходить к этапу автоматизации и диффе­ренциации. Правила автоматизации звуков:  1. Последовательность автоматизации звуков должна определяться особенностями развития ребенка и темпами усвоения нового материала. Учителя-дефектологи советуют автоматизировать поставленные звуки в обратных сло­гах, так как ребенку довольно легко в медлен­ном темпе поставить свои органы речи в нуж­ное для произнесения согласного звука положение или же быстро изменить их положение для произнесения последую­щего гласного. 2. Начинать постановку звуков лучше всего со свистящих: [с-сь], [з-зь], [ц], при этом можно также вести работу и над заднеязычными [к-г-х] и сонорными [л-ль], [р-рь]. 3. Следует помнить о том, что нельзя одновременно вести работу по постановке свистящих и шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ], так как многие дети с нарушения­ми звукопроизношения смешивают эти звуки между собой или взаимозаменяют. 4.     Нужный звук произносится длительно, причем в обратных слогах нужно протянуть и предшествующую ему гласную.

  1. При автоматизации поставленного звука в словах и предложениях не сле­дует обращать пристального внимания на неправильное произношение других звуков. Например, произнося слово ШАР для закрепления звука [ш], нельзя по­путно поправлять звук [р]. Если то же слово встречается при закреплении звука [р], не поправляется произношение звука [ш]. Ведь на начальном этапе обучения ребенку очень трудно следить за правильным произношением нескольких зву­ков одновременно.
  2. В том случае, если автоматизируемый звук находится в середине слова, то слоги, стоящие перед ним следует произносить отдельно. Такое произношение помогает ребенку сосредоточить свое внимание на автоматизируемом звуке.
  3. При автоматизации парных звонких согласных звуков не следует исполь­зовать слова, в которых они оглушаются, например, низкий [ниский], ложка [лошка], гладкий [глаткий], глаз [глас] и т. д.
  4. При автоматизации парных глухих согласных звуков исключаются слова, в которых они озвончаются, т. е. превращаются в парный звонкий согласный. На­пример, просьба [прозьба], сделать [зделать], вокзал [вагзал].
  5. Для того, чтобы не было различий между произнесением слов с автомати­зируемым звуком и разговорной речью, безударная гласная [о] произносится в словах, как [а]. Например, корова [карова], очки [ачки], лето [лета].

Этап формирования коммуникативных навыков необходим для того, чтобы у ребенка выработался навык выбора и употребления поставленного звука в различных ситуациях. На этом этапе можно использовать различные тексты, стихотворения, диалоги, упражнения и рече­вые игры.

 

 

 

Литература:

1.Казанская В.Л. Шматко Н.Д. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия, Дефектология,- 2002г,- №5

2.ТкаченкоТ.А. Развитие фонематического восприятия: учебное пособие- М.,2001г.

 

свернуть

«Фонематический слух – основа правильной речи»

Консультация для родителей. Подготовил учитель-дефектолог Комар Юлия Сергеевна.
развернуть

 «Плохо говорит...», «Не произносит шипящие звуки...», «Во рту будто каша», «Пропускает звуки, слоги», «Заменяет многие звуки речи другими» - типичные жалобы, с которыми родители приходят к логопеду. На первый взгляд кажется, что эти речевые трудности имеют мало общего. Однако причина у них одна, и носит она фонематический характер.      Что же такое фонематический слух?

   Фонематический слух – это не просто слух. Ребенок может прекрасно слышать даже самый тихий шепот, но иметь неразвитый фонематический слух.

  Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного, например: дом-сом-лом-ком.

     Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию звуки. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если  ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме. Если вовремя не принять меры, то дефект закрепится, и чем старше будет становиться ребенок, тем сложнее будет это исправить.

      К пяти годам ребенок уже должен уметь определять на слух, есть ли в слове определенный звук, и сам подбирать на заданные звуки слова. Но на практике это не всегда так.

      В нашем языке, несмотря на то, что букв всего 33, звуков гораздо больше. И часто различаются они  только небольшими оттенками.

      Надо заметить, наиболее часто дети путают звуки похожие по звучанию или близкие по способу образования (по произношению). Как правило это свистящие и шипящие звуки: с-ш, з-ж, сь-щ, ц-ч, с-ц, з-с; соноры: р-л; твёрдые и мягкие: б-бь, з-зь, с-сь, и т.д.; звонкие и глухие: д-т, в-ф и т.д., Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению (например: дом-"том", рак-"лак", лук-"люк",жук -"щук")В последние годы многие дети путают далекие между собой звуки: к-т, г-д, с-х.

       Развитие  фонематического слуха у всех детей происходит очень индивидуально.

       

                Возрастные нормы развития фонематического слуха.

Первый год жизни - уже на третьей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического  слуха малыш различает частопроизносимые слова.

   На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.

   Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

   На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

    На пятом - шестом году жизни формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

  • Когда же начинать развивать фонематический слух?
  • Прямо с рождения.  Да, именно с рождения мы начинаем этот длительный процесс. Когда учим повторять и различать слова и звукоподражания. Помните, как разговаривают с грудничками?  Спрашивают у малыша:
  • - Как говорит кошка?  (Мяу, мур-р)
  • - Как стучит папа в дверь? (Тук-тук)
  • - Как едет машина?  (У-у-у, др-р-р)
  • - Как говорит водичка?  (С-с-с, кап-кап)

    Все эти звукоподражания  формируют основу фонематического слуха, умение слышать речевые звуки.  Но нам надо не только слышать, но еще и различать, и разделять. Вот этот, более сложный этап обучения мы начинаем где-то в 5-6 лет. Здесь наша задача – научить  разделять звуки, определять отдельный звук в слове, различать  парные согласные, твердые и мягкие звуки только на слух. Это надо, прежде всего, для грамотности ребенка, для того, чтобы он научился писать без проблем. Потому, что если не научить ребенка  выделять отдельные звуки в слове, то он не сможет писать правильно.   Такой ребенок постоянно испытывает трудности при письме, обречен на низкую оценку по языку и возможны проблемы при изучении других языков, поэтому развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

    Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных упражнений. Эти упражнения помогут детям распознавать заданный звук в словах, определять место звука в слове, различать слова и формы слов, отличающиеся лишь одной фонемой.

          Этапы работы по развитию фонематического слуха

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – узнавание неречевых звуков.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – различение сходных между собой по звучанию слов. 

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ – различение слогов.

ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ – различение звуков

ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ – освоение ребенком навыков анализа и синтеза.

     Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи.

     Упражнения для развития фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребенок перестает справляться с заданиями, начинайте с этого уровня.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

 - Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало. 

 - Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.

 - Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т. д. Потом усложните задание – пусть малыш отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал. 

 - Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

 - Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

 - Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.

 - Игра «Громко–тихо». Договоритесь, что малыш будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.

 - Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – различение сходных между собой по звучанию слов. 

 - Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

 - Игра «Верно–неверно». Взрослый показывает малышу картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ – различение слогов.

 - Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместнос ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. 

 - Игра «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа» и т. п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ – различение звуков. Надо объяснить ребенку, что слова состоят из звуков, а затем немного поиграть. 

 - Игра «Кто это?» Комарик говорит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр». Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.

 - Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ – освоение ребенком навыков анализа и синтеза.

 - Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество. 

 - Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. 

 - Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «л» (...ампа, мы...о, ...ук, кук...а, мас...о).

     Предлагаемые игры можно варьировать в зависимости от ваших возможностей и фантазии. Не бойтесь импровизировать - это сделает ваши занятия с ребенком более интересными и полезными. Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия; пусть будет весело и интересно!

 

 

Список литературы.

  1. Волкова Л.С. Логопедия : Учебник./Волкова Л.С.- М.: Владос, 2008.

2.Казанская В.Л. Шматко Н.Д. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия, Дефектология,- 2002г,- №5

3.ТкаченкоТ.А. Развитие фонематического восприятия: учебное пособие- М.,2001г.

 

свернуть

«ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ – В ЗДОРОВОЙ СЕМЬЕ»

Консультация для родителей.
развернуть

У каждого человека понятие счастья ассоциируется со своей семьей. Семья – это опора, крепость, начало всех начинаний. Это первый коллектив ребенка, природная среда, где закладываются основы будущей личности и здоровья ребенка. В дошкольном детстве закладываются основы здоровья ребенка, происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются основные физические качества, формируются черты характера, без которых здоровый образ жизни невозможен.

Длительное пребывание в неблагоприятных условиях вызывает перенапряжение адаптационных возможностей организма и приводит к истощению иммунной системы. Возникают хронические заболевания бронхолегочной системы, ЛОР-органов и другие заболевания.

Рост числа заболеваний связан не только с социально-экологической средой, но и с самим образом жизни семьи ребенка, который во многом зависит от семейных традиций и характера двигательного режима. При недостаточной двигательной активности ребенка (гиподинамии) неизбежно происходит ухудшение развития двигательной функции и снижение физических возможностей ребенка.

Сегодня нам, взрослым, важно формировать и поддерживать интерес к здоровью, как у себя, так и у наших детей. Родители – первые учителя. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенчестве.

К сожалению, в силу развитого культурного уровня нашего общества здоровье пока не стоит на первом месте среди потребностей человека. Поэтому многие родители не могут служить положительным примером здорового образа жизни для своего ребенка, так как часто злоупотребляют курением и алкоголем, отдают предпочтение длительному просмотру телепрограмм и видеофильмов, занятиям спортом, занятиями физкультурой, прогулками на свежем воздухе. Родители часто имеют плохое представление о том, как необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни.

Что могут сделать родители, чтобы приобщить своих детей к здоровому образу жизни? (высказывания родителей).

Необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды: чистую воду, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, фитонцидные свойства растений, поскольку естественные силы природы являются привычными компонентами окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности организма. .

Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат в семье.

Споры в присутствии ребенка в одних случаях способствуют возникновению у него невроза, а в других усугубляют уже имеющиеся расстройства нервной системы. Все это существенно снижает защитные возможности детского организма.

Учитывая это, нам следует всегда стараться быть в хорошем настроении. Помните, если мы улыбнемся – сразу станет легче, если нахмуримся – закрадывается грусть. Нахмурились – стал выделяться адреналин, способствующий грустному, тревожному настроению, улыбнулись – помог другой гормон – эндорфин, обеспечивающий уверенное и веселое настроение. Ведь один и тот же факт в одном случае может быть для нас незаметен, а в другом – вызвать гнев, испортить настроение. Но наше раздражение механически передается и ребенку.

Культивируется эмоциональная устойчивость и соответствующее поведение. Здесь важно умение правильно и рационально относиться к увиденному, воспринятому и услышанному.

Так давайте больше улыбаться и дарить друг другу радость.

Мы должны не только защищать детский организм от вредных воздействий, но и создавать условия, способствующие повышению защитных сил детского организма, его работоспособности. И здесь важен режим дня.

Правильно организованный режим – это режим, оптимально сочетающий в себе период бодрствования и сна детей в течение дня, удовлетворяющий их потребности в еде, активности, отдыхе, двигательной активности и т. д. Кроме того, режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезные навыки, приучает их к определенному ритму.

Прогулки – одна из обязательных составляющих режима. Это наиболее эффективный вид отдыха, он восстанавливает функциональные ресурсы организма, сниженные в процессе деятельности, и в первую очередь работоспособность. Пребывание на воздухе увеличивает сопротивление тела и вызывает его онемение. После активной прогулки аппетит и сон ребенка всегда приходят в норму. Прогулку следует проводить в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий. При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям. Во время прогулки нельзя позволять детям долго находиться в одном и том же положении, поэтому необходимо менять вид их деятельности и место игры. Прогулки хорошо совмещать со спортом и активными играми. Дети должны играть не менее 2 раз в день по 2 часа, летом – без ограничений.

Сон – не менее важная часть режима дня, которая особенно необходима ослабленным детям. Важно, чтобы малыш каждый день засыпал в одно и то же время (днем и ночью).

Ну а если ребенок перед сном долго смотрит телевизор или играет в компьютерные игры, его нервная система получает массу сильных впечатлений и не может расслабиться во время сна. Он будет продолжать «переваривать» увиденное, и всю ночь ему будут сниться страшные сны. И конечно, утром вы будете чувствовать себя разбитым и вялым.

Таким образом, домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада и выходных дней.

Полноценное питание – включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С и D, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью), а также белком.

Слово «витамин» происходит от латинского vita – жизнь. Витамины участвуют в обмене веществ и регулируют некоторые биохимические и физиологические процессы. Недостаток витаминов в пище или изменение процессов их усвоения приводит к нарушению обмена веществ и в конечном итоге к развитию гипо- и авитаминозов. Для достижения определенного уровня витаминной насыщенности необходимо использовать препараты, включающие витаминные комплексы в оптимальных пропорциях, особенно в зимне-весенний период. Кстати, применение поливитаминов 1-2 раза в день в обычных дозировках во время эпидемии гриппа и гриппоподобных заболеваний снижает заболеваемость детей как минимум в 2 раза.

Все блюда для детей должны быть приготовлены из натуральных, нерафинированных продуктов, без добавок, специй и консервантов. Чаще в рацион детей включают творог, гречку и овсянку.

Важна диета, то есть соблюдение определенных интервалов между приемами пищи.

У детей важно формировать интерес к здоровью собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении человеческого тела, узнает о значении физических упражнений, движения, правильного питания и сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Если ребенка насильно заставляют заниматься физкультурой, а также соблюдать правила гигиены, ребенок быстро теряет к ней интерес.

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Чем лучше ребенок играет в сюжетно-ролевые игры, тем успешнее он будет в школе. Пока психика ребенка развивается, он должен играть. Без игры у детей развивается чувство страха, вялость и пассивность. Игра – ведущая потребность человека.

Неудивительно, что по телевидению транслируется множество игровых программ для взрослых, не игравших в детстве.

Удар по здоровью ребенка наносят вредные наклонности родителей. Не секрет, что дети курящих отцов и матерей чаще страдают бронхолегочными заболеваниями, чем дети некурящих.

Травмы и несчастные случаи имеют серьезные последствия для здоровья ребенка, поэтому ни в коем случае нельзя оставлять детей одних без присмотра. Дети очень любопытны и стараются во всем подражать нам, взрослым. Они могут включать электронагревательные приборы, любят играть с мелкими предметами. Помните, здоровье ребенка в ваших руках!

Здоровье ребенка превыше всего,

Богатства земли не заменят его.

Здоровье не купишь, его никто не продаст.

Берегите его, как сердце, как глаз.

Источник: http://ds4.bereza.edu.by/be/main.aspx?guid=43481

свернуть

«Роль семьи в формировании здорового образа жизни»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
развернуть

Семья играет огромную роль в воспитании осознанного отношения детей к здоровью.

Формирование отношения ребенка к здоровью начинается в семье. Стремление малыша быть здоровым зависит от того, какой образ жизни ведут родители, потому что малыш как губка впитывает стиль поведения близких людей.

В раннем возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это требует от родителей формирования такого стиля жизни, который способствует сохранению своего здоровья.

Конечно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.

Очень часто родители обращают внимание на здоровье ребенка тогда, когда ему уже необходима помощь медиков или психологов. Поэтому важно обратить внимание на эту проблему и создать благоприятные условия развития в семье с раннего возраста.

Ребенку необходимо показать лучшие семейные традиции, понять значение и важность семьи в жизни человекароль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи.

Но рассказы нравоучения взрослых не вызовут у малыша стойкой потребности в здоровом образе жизни. А значит, прежде чем научить ребенка, эту потребность родители должны выработать у себя.

В жизни есть важное правило: "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".

Режим дня дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим – сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание, отказ от разрушителей здоровья и т. д. Режим в детском саду должен соответствовать домашнему режиму.

Другая проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.

Формируя здоровый образ жизни ребенкасемья должна привить ребенку следующие основные знания, умения и потребности:

-   знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви и др.;

-   потребность строго соблюдать режим дня;

-   умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

-   умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, класс, улица, дорога, лес) безопасна для жизни;

Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания здорового образа жизни:

-   положительная динамика физического состояния вашего ребенка;

-   снижение заболеваемости;

-   формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;

-   снижение уровня тревожности и агрессивности.

Совершенно очевидно, что положительный результат может быть достигнут только при тесном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи. Так как потребности в здоровом образе жизни сформируются только при однозначном отношении к ним у родителей и педагогов. Только при соблюдении этого условия ребенок воспримет бережное отношение к своему здоровью как непреложную истину, единственно правильный стиль жизнедеятельности.

Источник: http://ddu250.minsk.edu.by/

свернуть

Советы родителям по экономическому воспитанию дошкольников:

 

 

*Нужно знакомить детей с основами экономического воспитания  с младшего дошкольного возраста.

*Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, продуктам питания.

*Рассказывайте детям о своей работе, о важности вашей профессии. *Беседуйте с детьми о семейном бюджете и его составных  доходах и расходах.

*Советуйтесь с ребенком,  при какой либо покупке для него (игрушки, вещи).

* Играйте дома с ребенком в сюжетно-ролевые, дидактические игры на экономическую  тему, например:  «Поход в магазин», «Путешествия письма», «Подарок другу», «Хочу и надо»  и другие.

* Чаще берите ребенка с собой на почту, банк, аптеку, где ребенок знакомиться с профессиями и их значениям для людей.

* Приучайте ребенка делать самостоятельно покупки при вашем присутствии.

*Читайте ребенку сказки на тему экономическое воспитание. Например: «Три поросенка», «Муха – Цокотуха», «Приключения Буратино», «Терем – теремок» и другие, после чего,  обязательно обсудите прочитанное.

* Приучайте ребенка копить деньги на задуманную ему вещь. Заведите,  например копилку, шкатулку, баночку и тому подобное. Что и в дальнейшем научит вашего ребенка бережно и ответственно относиться к деньгам.

 

Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/02/18/sovety-roditelyam-po-ekonomicheskomu-vospiitaniyu

свернуть

«Экономика и дети»

Консультация для родителей.
развернуть

 Нужно ли воспитывать в ребёнке такие качества, как бережливость, экономность, трудолюбие? Конечно, нужно! От этого зависит, каким будет ребёнок во взрослой жизни – расточительным или бережливым. Но как приучить детей к экономии?

В дошкольном возрасте можно дать элементарные сведения из области экономики: формировать у детей правильное отношение к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию.

   При этом у детей формируются знания о взаимосвязи между экономическими и этическими категориями: бережливость, достоинство, щедрость. Дошкольникам необходимо рассказать, как разумно расходовать деньги, не покупать ненужных вещей, не завидовать приобретениям сверстников.

   Для начала необходимо развеять миф о том, что деньги растут на деревьях. Дети считают, что родители просто подходят к банкомату и берут там деньги, сколько захотят. Чем быстрее ребёнок начнёт понимать, откуда берутся деньги, тем лучше. Приучать малышей к деньгам можно уже с 5-6 лет. Детям нужно рассказывать, что взрослые ходят на работу, там они выполняют обязанности, за это выдают им зарплату.

    При этом необходимо с детских лет воспитывать трудолюбие, чувство ответственности, внушать ребёнку важность приобретения хорошей профессии, которая позволит в будущем создать семью и обеспечить её достаток.

В каждой семье есть необходимые траты и расходы на желаемое. Нужно так распределить семейный капитал, чтобы хватило на проживание. Ребёнку можно объяснить,  что из общего семейного дохода нужно отложить деньги на обязательные траты, а уже только позволять себе желаемое. При этом нужно учитывать и желания родителей. На семейном совете пусть ребёнок решит, чего он хочет больше всего, а от чего может отказаться.

   Вопросам экономического воспитания детей дошкольного возраста посвящены работы российских и белорусских авторов (Л.В. Артемова, И.П. Кошманская, А.А. Смоленцева, Л.Д. Глазырина, Н.В. Зайцева, В.М. Теленченко, Е.Н. Табих, Л.М. Кларина, А.Д. Шатова, Е.А. Курак, С.Д. Галкина и др.).

   Ввести ребенка дошкольного возраста в мир экономики необходимо. Детей интересуют очень многие вопросы экономического характера. И чем чаще дети соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Самыми распространенными среди них являются: потребность – возможность, товар – цена, работа – заработанная плата, банк – валюта. Самыми «непонятными» – всё ли можно купить за папину зарплату, почему мама не может купить понравившуюся игрушку, почему дома нет денег. 

 

   Сказки, которые могут использоваться в работе с детьми с целью их экономического воспитания:

Х.К. Андерсен «Дюймовочка», С.Я. Маршак «Кошкин дом», А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.

Бертольд Авербах сказал: «Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать их – искусство».

Источник: https://du-bor3.minsk-roo.gov.by/

свернуть

Артикуляционная гимнастика - основа правильного звукопроизношения

Консультация для родителей. Подготовил учитель дефектолог Комар Юлия Сергеевна.
развернуть

 

Для правильного звукопроизношения необходимо, чтобы артикуляционный аппарат ребенка (язык, губы, челюсти) работал правильно и четко.

В формировании и развитии движений органов артикуляционного аппарата важную роль играет артикуляционная гимнастика, которая состоит из специальных упражнений для развития подвижности языка, губ, щек, уздечки.

У детей двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика сформирует целенаправленность движений языка, а это поможет ребёнку правильно произносить звуки родного языка.

Детям пяти, шести, семи лет артикуляционная гимнастика поможет преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

По нормативам ребенок должен овладеть всеми звуками своего родного языка уже к 5 годам. Однако, статистика показывает, что далеко не все дошкольники к этому возрасту успешно овладевают правильным произношением звуков.

Успешное формирование правильного звукопроизношения невозможно без предварительной подготовки, а именно проведения артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики как раз и состоит в том, чтобы развить силу, точность, координацию движений, способность удерживать артикуляционную позу и переключаться с одного движения на другое.

Как проводить артикуляционную гимнастику?

  1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, иначе новый навык не закрепиться. Желательно заниматься ежедневно 2 раза в день по 5-10 минут.
  2. Не следует предлагать детям более 2-3 заданий за один раз, каждое выполняется по 5-6 раз.
  3. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.
  4. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов.
  5. Артикуляционную гимнастику выполняйте не торопясь, под счет, следя за точностью, координированностью движения, за полнотой объема.
  6. При отборе заданий для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность, идти от простых к более сложным. Рекомендуется проводить их эмоционально, в игровой форме. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то задание недостаточно хорошо, не следует вводить новых, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
  7. Артикуляционную гимнастику выполняйте сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Взрослый должен следить за качеством выполняемых ребенком движений, иначе артикуляционная гимнастика не достигнет своей цели.

Перед тем, как приступить к выполнению артикуляционной гимнастики, хорошо выполнить упражнения для расслабления мышц органов артикуляции.

Упражнения на расслабление мышц органов артикуляции

  • Превращаем язычок в лопаточку (широкий язычок лежит на нижней губе);
  • Язычок погладим ласково губами;
  • А затем постучим бережно губами;
  • Язычок погладим ласково зубами;
  • Нежно покусаем (похлопаем) его зубами;
  • И опять погладим ласково зубами;
  • А потом похлопаем бережно губами;
  • И в конце погладим ласково губами;

Комплекс артикуляционных упражнений

Артикуляционные упражнения для развития мышц губ

  • Упр. «Улыбочка»

Улыбнуться, не показывая зубы. Такое положение мышц сохраняется до 5 секунд.

  • Упр. «Хоботок»

Губы сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.

  • Упр. «Бегемотик»

Широко открыть рот и посидеть в таком положении 5 секунд.

  • Упр. «Заборчик»

Улыбнуться так, чтобы верхние и нижние зубы были максимально открыты. Такое положение лица тоже сохраняется около 5 секунд. Чередование упражнений «Улыбка» и «Заборчик». Выполняется 5 раз.

Артикуляционные упражнения для развития мышц языка

  • Упр. «Блинчик» (лопаточка)

Расслабленный язык положить на нижнюю губу (не высовывая). Выполняем 5 секунд.

  • Упр. «Сердитая киска»

Кончик языка упирается в нижние зубы, боковые ложатся на коренные, а средняя часть имитирует горку. Зубами ребенок должен слегка покусывать «горку». Упражнение выполняется с открытым ртом.

  • Упр. «Качели»

Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.

  • Упр. «Змейка»

Язычок высовывается как можно дальше, при этом ребенок должен стараться сделать его как можно уже. После этого язычок прячется. Повторяем до 7 раз.

  • Упр. «Чистим зубки»

Кончиком языка нужно провести (почистить) по верхним, а затем по нижним зубам от левого до правого края. Выполняется по 2 раза сверху и снизу.

  • Упр. «Парус»

Конец языка упирается за верхние зубы и удерживается в этом положении 7-10 секунд.

  • Упр. «Маляр»

Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлышку). Ребенку можно рассказать, что язык – малярная кисточка, которой раскрашивается небо.

  • Упр. «Индюк»

Кончиком языка нужно быстро двигать взад-вперед по верхней губе.

  • Упр. «Часики»

Приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта. Чтобы было интереснее, можно объяснить, что это имитация часового маятника. Нужно сделать 5-10 движений туда-обратно.

  • Упр. «Чашечка»

С широко открытым ртом нужно удерживать язычок в форме «чашечки» вверху, но при этом не касаться зубов.

  • Упр. «Вкусное варенье»

Широким языком облизываем верхнюю губу (слизываем варенье), после чего язык прячем в ротик. Упражнение нужно повторить несколько раз.

  • Упр. «Дятел»

Кончиком языка нужно быстро и с силой стучать сзади верхних зубов на протяжении 5-7 секунд.

  • Упр. «Мотор»

Положение, как в предыдущем упражнении. Рот открыт, язык стучит сзади верхних зубов. При этом нужно сильно выдыхать, чтобы получился звук «дын-дын-дын».

  • Упр. «Замесим тесто»

Язык ложится на нижнюю губу (положение «блинчик»), а рот при этом открывается и закрывается.

Артикуляционные упражнения для подьязычной связки языка

  • Упр. «Лошадка»

Пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.

  • Упр. «Грибок»

Язык плотно прижимается (присасывается к небу) и в таком положении держится 5 секунд.

  • Упр. «Гармошка»

Держа язык в положении «грибок» нужно 5 раз открыть-закрыть рот.

Артикуляционные упражнения для мышц щек

  • Упр. «Шарики»

Щеки надуваются, затем ударяем по ним с умеренной силой, чтобы воздух вышел.

  • Упр. «Сытый хомячок»

Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.

  • Упр. «Голодный хомячок».

Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются 5-7 секунд.

Желаем удачи!

 

свернуть

ТЮБИНГ: зима прекрасна, когда безопасна!

Памятка для родителей.
развернуть

Безопасность во время зимней прогулки.

памятка для родителей.
развернуть

Как одеть ребенка осенью.

Консультация для родителей.
развернуть

Безопасность дошкольников в сети интернет.

Консультация для родителей.
развернуть

Речевая азбука для родителей

 

Артикуляционная гимнастика – это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, , поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.

Быстрая речь – неприемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, называя предметы правильно, используя как «детские», так и «взрослые» слова (это машина – би-би. А вот собака – ав-ав!). Не позволяйте малышу говорить быстро.

Всегда  рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то малыша со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ему, что дерево растет, цветок цветет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым ваш малыш.

Главные  составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренный темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.

Дыхательная гимнастика важна в становлении речи . Чтобы выработать воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!).

Если ребенку исполнилось з года, он обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года – о грубых нарушениях общего развития.

Жесты  дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без  слов. Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет. Чем дольше будете понимать «жестовую» речь ребенка, тем дольше он будет молчать.

«Золотая серединка» - вот к чему надо стремиться в развитии ребенка, т.е. к норме. Присмотритесь к малышу. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный (не зря в двуязычных семьях очень часто у детей наблюдается общее недоразвитие речи!).

 Иллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребенка, - прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том что (кто?) изображен на них; пусть малыш отвечает на вопросы: где? Кто? Какой? Что делает? Какого цвета? Какой формы? Составьте вопросы с предлогами за, под, над.

 Критерии, по которым можно оценить речь ребенка, родители должны знать. Например, нормы звукопроизношения таковы:

          3-4 года – (с, з, ц) уже должны правильно произноситься;

        4-5 года- (ш, ж, ч, щ);

         5-6 лет – (л, й)

       До 6-7 лет  допускается замена самого сложного звука (р)  более простым звуком или его отсутствие в речи.

Леворукость – не отклонение, а индивидуальная особенность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания. Это может привести к возникновению нервозов и заиканию.

Мелкая моторика  - так  обычно называют движения кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки малыша.  Пусть сначала это будет массаж пальчиков, игры типа «Сорока, сорока…», затем игры с мелкими предметами под вашим контролем, шнуровки, лепка, застегивание пуговиц.

Нельзя  заниматься с ребенком, если у вас плохое настроение. Лучше отложить занятие и в том случае, если малыш чем- то расстроен  или болен. Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия.

Общее  недоразвитие речи  ( ОНР) часто  встречается у тех детей, которые заговорили поздно : слова- после 2 лет, фраза- после 3. Можно говорить об ОНР, когда у ребенка недоразвитие всех компонентов речи: нарушено звукопроизношение, ограничен словарный запас, плохо развит фонематический слух, нарушен грамматический строй речи.

Подражание свойственно малышам, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребенка с людьми, имеющими речевые  нарушения (особенно с заиканием!).

Режим  дня очень важен для маленького ребенка, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению, что, в свою очередь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства. Если малыш плохо спит, у изголовья можно положить саше (мешок) с корнем валерианы. Можно использовать также натуральные масла, обладающие успокаивающим действием.

Соска вредна, если малыш сосет ее долго и часто. Во- первых, у него формируется высокое (готическое) небо, которое влияет на формирование правильного звукопроизношения. Во- вторых, соска мешает речевому общению. Вместо произношения слов ребенок общается при помощи жестов и пантомимики.

Только  комплексное воздействие различных специалистов (логопед, врач, воспитатели, родители) поможет качественно улучшить или исправить сложные речевые нарушения – заикание, алалию, ринолалию, ОНР, дизартрию.

Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребенком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие.

Фольклор -  лучший речевой материал, накопленный народом веками, скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются. Скороговорки развивают дикцию. Но сначала их нужно произносить медленном темп, перед зеркалом, четко проговаривая каждый звук, затем темп увеличивать.

«Хорошо устроенный мозг лучше, чем хорошо наполненный» - эту истину провозгласил еще М. Монтель. Информация, которая сообщается ребенку, должна соответствовать его возрасту и способностям.

 Цветы (ромашки, одуванчики) можно использовать для развития речевого дыхания. Предлагая ребенку дуть на одуванчик (не раздувая щеки), вырабатываем направленную воздушную струю;  понюхать ромашку – вырабатываем речевое дыхание: вдох носом, выдох ртом. Внимание! Детям с аллергией эти упражнения противопоказаны!

«Часики» - упражнение для развития подвижности языка, Ребенок смотрит в зеркало, рот открыт, язычок тонкий и острый выглядывает изо рта. Взрослый задает ритм: «Тик- так, тик-так!», а ребенок качает языком из стороны в сторону. Скорость можно менять в зависимости от того, как легко ребенок выполняет это упражнение.

 Шепотной речи тоже нужно учить. Ребенку тяжело менять силу голоса. Следите за тем, чтобы ваш малыш не перенапрягал голосовые складки. Крик противопоказан всем, особенно детям до 10-12 (!) лет, так как их голосовые складки находятся в стадии формирования.

 Щетка (любая), используемая для массажа пальцев, ладошек, стимулирует развитие мелкой моторики, повышает тонус мышц рук и пальцев.

«Эхо» - игра, способствующая развитию умения менять силу голоса. Вы произносите громко любое слово, ребенок повторяет несколько раз, понижая силу голоса.

 Юла, елка, еж, яблоко – эти слова начинаются с йотированных гласных, сложных для произношения.

 Язык – орган артикуляции. Научите ребенка перед зеркалом поднимать и опускать язык, делать его широким, узким. Достаточно 10-15 мин ежедневных занятий артикуляционной гимнастикой, чтобы у малыша не было проблем с произнесением звуков. 

 

свернуть

Играем с пальчиками и развиваем речь

Консультация для родителей. Подготовил учитель-дефектолог Комар Юлия Сергеевна
развернуть

Известно, что дефекты произношения малыша обычно не беспокоят родителей. Их даже умиляют отдельные «лепетные» слова, они сами повторяют смешные детские словечки.

Время идет, речь постепенно исправляется.

Но всегда ли? К сожалению, нет.

Для того чтобы предотвратить эти трудности, необходимо развивать речь ребенка в дошкольном возрасте.

Что больше всего любит делать ваш малыш?

Конечно же, играть. Существует множество игр, которые непосредственно влияют на развитие речи ребенка. Вот некоторые из них…

Игры с пальчиками

Такие игры известны с давних времен.

 В любой русской семье мама или няня сажала малыша на колени, брала его ручку в свою и, загибая пальчики, приговаривала:

Сорока-белобока дрова собирала, Печку топила, кашу варила, Деток кормила. Этому дала, этому дала, этому дала... А этому не дала: Он дрова не колол, Печку не топил, Кашу не варил...

Народ сочинил множество подобных коротких приговорок, многие из которых и сейчас используются в работе с младшими дошкольниками. Существует немало сборников текстов для пальчиковых игр.

Лепка

Почти любая ручная работа в итоге приводит к тренировке мускулатуры и координации движений рук, а значит, косвенно готовит ребенка к письму.

Мы много раз убеждались: как бы взрослые ни старались объяснить или даже показать малышу, как правильно вылепить из глины или пластилина какую-нибудь фигурку, без их помощи он почти никогда не справляется с заданием. Лучшее, что он создает, это шарик или колбаска.

Но и данная работа совсем не бесполезна. На глиняный шарик можно надавить пальчиком, который потом будет участвовать в письме, а колбаску сделать тоненькой, раскатывая сразу двумя важными для письма пальцами.

Так что лепка — дело весьма полезное. А чтобы она имела еще и «хозяйственный» эффект, можно предложить детям лепить посуду.

Кто знает, может быть, рука древнего человека развивалась именно благодаря необходимости лепить глиняные сосуды — амфоры, чаши, вазы, плошки, кувшины. (Заметьте, сколько новых слов появляется в лексиконе малыша!)

Глиняный шарик надо разминать пальцами, продавливать в нем ямку, делать тонкими «стенки», чтобы получилась настоящая чашка или кастрюлька.

Вся эта замечательная работа косвенным образом служит самому главному, к чему без карандаша и бумаги готовится рука ребенка, — умению писать.

Штриховки

Также для развития мелкой моторики можно использовать различные штриховки как предметных, так и сюжетных картинок. Очень действенным будет метод обведения картинок по контуру, дорисовывание предметов.

Рисунки на песке

Рисунки на песке являются наиболее интересным занятием для детей. Они могут рисовать на песке любые сюжеты, чертить геометрические фигуры, писать буквы и цифры.

Итак, дорогие мамы и папы, дедушки и бабушки, играйте с вашим ребенком в такие  игры и развивайте его речь!

 

свернуть

"Сюжетно-ролевая игра и зачем нужно играть с детьми" (старшая группа)

Консультация для родителей.
развернуть

Какие сюжетно-ролевые игры можно организовать дома и как родителям научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры? Для чего нужно играть с ребенком?

 Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок учится не только вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.

Игра является характерной формой деятельности детей дошкольного возраста. В играх происходит становление ребенка как личность. В ролевых играх между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, заботы и внимания друг к другу. В дошкольном возрасте общение детей становится более продолжительными, а игры разнообразны. Переход на новую игровую форму общения, которая характеризуется в самостоятельности ребенка. В играх ребенок учиться воспринимать и передавать информацию, следить за реакцией собеседника. В этом возрасте расширяется круг общения ребенка. Дети в совместных играх присматриваются друг к другу, оценивают друг друга, в зависимости таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии.

Сам ребенок научиться играть в сюжетно-ролевые игры не сможет, а если сможет, то его игры будут бедные по содержанию и непродолжительные по времени. Это происходит из-за того, что ребенок еще не освоил мир вокруг себя. У ребенка еще не сложились представления о том мире, в котором существуют взрослые. Чем больше вы будете играть и давать ребенку знаний о взрослой жизни, тем разнообразней, интересней будут его игры.

Какие сюжетно-ролевые игры можно организовать дома и как родителям научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры?

В 5-7 лет сюжеты игр становятся развернутыми, появляется их детализация. Дети вносят все больше и больше предложений в игру, поэтому игра становится продолжительней по времени и интересней по сюжету. Все события для игр дети берут из реальной жизни.

От фантазии, творческого потенциала родителей будет зависеть разнообразие игр в семье: кто-то с увлечением займётся строительством космического корабля, кто-то станет доктором и примется лечить игрушки, а кто-то поиграет с ребёнком в магазин, в библиотеку. Таким образом, родители познакомят детей с миром ситуаций, встречающихся в повседневной жизни, разовьют воображение ребёнка, а также у детей появится возможность примерить на себя роль взрослого.

Сколько времени нужно уделять игре?

Каждый ребёнок индивидуален, поэтому временных ограничителей для проведения игры нет. Как правило, любой родитель способен понять, в какой момент ребёнку наскучила игра, и тогда нет смысла продолжать её дальше.

Роль родителей в игре

Самое очевидное влияние взрослого на сюжетно-ролевую игру - это её зарождение, когда родитель имеет возможность показать, как и во что можно играть. Учитывая то, что ребёнок склонен к подражанию, то давая направление сюжетно-ролевой игре, взрослый получает в руки мощный инструмент влияния на будущие наклонности ребёнка, таким образом его воспитывая.

Родителям стоит запомнить три правила, действующие при организации игр:

1.Игра не должна строиться на принуждении.

2.Игра — творческий процесс, не надо загонять ребёнка в жёсткие рамки.

3.Старайтесь, чтобы игра имела развитие.

Умение начать игру также важно, как и умение прекратить, или перевести ее в другое русло. На вопрос, сколько времени играть с ребенком в сюжетно-ролевые игры, любой психолог ответит: «столько, сколько ему необходимо».

Если вы замечаете, что ребенок уже несколько недель играет в одну и ту же ролевую игру, например, в магазин, при этом игра не имеет развития, и он прокручивает одни и те же сюжеты — пора вмешиваться. Для начала необходимо помочь развить игру, изменить игровую ситуацию, добавить, например, новых героев. Можно стать директором магазина, и объявить о том, что в магазине открывается новый отдел, в котором будут продаваться свежие хлебобулочные изделия. Предложите ребёнку начать выпекать хлеб, булочки, пирожные. Так вы вовлечёте ребёнка в другую ситуацию.

Не стоит чрезмерно бояться повторов: если ребенок, «ставший поваром», второй день жарит блины – не страшно, он просто запоминает и тренирует полученный навык. Просто тихонечко отойдите и дайте ему самому развивать игру. Поощряйте это.

Умение удерживать игру также важно, как и умение прекратить, или перевести ее в другое русло.

Постоянное присутствие взрослого, когда ребенок, охотится за пиратами вовсе не обязательно. Ребенок должен учиться развивать свою фантазию и логическое мышление самостоятельно. Взрослый – это наблюдатель, который способен изменить или исправить ситуацию. Взрослый – это могущественный, но второстепенный герой ролевых игр по сравнению с ребенком, который непременно — главный герой.

Также вмешиваться взрослому разумно, если игра становится слишком жестокой и злой, герои превращаются в злодеев. Но не торопитесь бежать к своему «монстру» и останавливать игру! Вспомните, хорошо ли вы ему объяснили понятия добра и зла, хорошего и плохого. Ведь все эти понятия – не самое простое из того, что должен понимать дошкольник. Еще приглядитесь внимательней, в каких героев он превратился: может быть, это «чудище» вовсе не злое? В современных мультфильмах внешний образ и даже имена обманчивы. Поэтому старайтесь контролировать литературу и зрелища, которые получает ваш ребёнок. И если уж он «прилип» к какому-нибудь сомнительному мультику, посмотрите его вместе с малышом. Ваши отрывочные замечания по поводу поведения героев, будьте уверены, запомнятся. Если очевидно, что ребенок сознательно играет в жестокую и злую игру, дайте ему выговориться, может это – скопившаяся агрессия и ей необходим выход. Подумайте над её природой. Затем заинтересуйте ребенка новой интересной игрой.

По тому, как и во что, играет дошкольник можно поверхностно судить о его развитии, а также не требовать от него слишком многого в игре.

Самая, пожалуй, древняя сюжетно-ролевая игра – это игра в «семью». Обычно ребенок сам начинает в нее играть, и от родителя требуется только ее контролировать, а также постараться понять, как он оценивает родителей и близких, не существуют ли какие-либо проблемы.

Игра в «семью» уместна и для обычного семейного вечера, и для веселого времяпрепровождения с гостями. Для начала распределите роли между участниками. Причем папой может быть и ребенок, а настоящая мама может исполнять роль маленькой доченьки. Войти в роль помогут ролевые атрибуты: одежда, игрушки, личные вещи и т. д. Важно перед началом игры проговорить основные действия той или иной роли. Например, папа ходит на работу, помогает выполнять домашние дела, ремонтирует мебель, мастерит. Мама — хозяйка в доме, готовит еду, стирает, убирает, смотрит за детьми. Ребенок играет, ходит в детский сад, помогает маме, шалит. А еще в семье могут быть дедушка, бабушка, тетя, собака, кошка и т. д.

В «Семью» можно играть по-разному. Все зависит от настроения и фантазии. Можно играть не только в «настоящую» семью, но и в «кукольную», «звериную».

Через ролевую игру ребенка можно знакомить с различными профессиями, особенно, если их представителем является кто-то из родителей. Классические примеры: игра в пожарных, врачей, милиционеров и прочее.

Сюжетно-ролевую игру можно провести даже в самом ограниченном пространстве (например, в автомобиле, во время длинного путешествия). Для этого вам хватит … рук. Вспомните: большой и средний палец – это ноги, а указательный голова. Раз-два, и человечки готовы, придумайте им роли и вперед, преодолевать самые разные препятствия. В этой игре большим плюсом является возможность физического контакта родителя с ребенком.

Также очень важно помогать или хотя бы не препятствовать строительству домика для ребенка – под столом, накрытым тканью, из стульев – вариантов масса. Даже взрослым необходимо пространство для уединения, где можно чувствовать себя защищенным, дошкольнику же особенно это важно. Это место, которое он может осознавать, как «свое», чего он ощутить не может, даже в собственной комнате.

Итак:

• старайтесь постепенно усложнять игры, чтобы ребенок развивался.

• создайте домашнюю систему игр с ребенком. В одни игры играет папа, в другие мама, в какие-то бабушки, дедушки, а в некоторые рекомендуется играть всей семьей.

• старайтесь даже в ролевую игру вносить элементы соперничества

• оказывайте внимание и уважение ко всем детским играм

• проявляйте инициативу и желание участвовать в игре

• сопереживайте чувствам ребенка

• папам необходимо минимум 20 минут в день играть с ребенком

• место для ролевой игры принципиального значения не имеет

• игры должны периодически повторяться, чтобы ребенок понял, чему он научился.

Удачи вам, дорогие родители!

 

 

 

 

свернуть

Огород на окошке

Огород  стал не только украшением группы, а помог детям освоить посадку овощей.

свернуть

«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»

Консультация для родителей
развернуть

Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не менее часто: “падение нравственности”, “деградация общества”. Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый                     период    всех    высоких    человеческих      начал.    Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего     мира может стать основой формирования патриотизма.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.

В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются

тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.

Специальные     социологические     и      психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка

Что могут сделать родители?

- Побеседуйте с ребенком о вашей семье; дайте характеристику каждого члена семьи в отдельности, покажите заботливое уважительное отношение между всеми членами семьи. Рассмотрите семейные фотографии; вместе с ребенком составьте «Герб семьи», «Генеалогическое дерево». С самых ранних лет необходимо научить малыша уважать и беречь семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение. Ведь семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей – начальное звено соборного воспитания.

- Знакомьте ребенка с «малой родиной» - близлежащей улицей, микрорайоном,     родным     городом,     его      знаменитыми      жителями, достопримечательностями, символами. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему игру «Кто больше заметит интересного?», «Что нового появилось на нашей улице?», «Как горожане украшают свой район к празднику?». Помогите ребенку увидеть то, что в воспитательном отношении наиболее важно: труд людей, преобразование облика города, района. Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось на прогулке.

- В выходные дни организуйте с детьми целевые прогулки, экскурсии к памятным местам, мемориалам; обязательно посмотрите военный парад и праздничный салют. Ребенка к предстоящей экскурсии следует соответственно подготовить, продумать, что и как рассказать о том или ином объекте, напомнить и своим примером показать, что мальчикам необходимо снимать головные уборы у обелисков; дать возможность возложить к памятникам цветы.

- Необходимо показать детям (если есть) хранящиеся дома ордена, медали, фотографии военных лет. Ребенок должен гордиться тем, что в их семье близкий ему человек был участником Великой исторической битвы, благодаря которой страна отстояла свою независимость, дала ему, маленькому гражданину, право на счастливое детство. В День Победы желательно пойти с ребенком на площадь, где встречаются ветераны, понаблюдать за встречей. Обратить внимание на радостные лица ветеранов, их светлые слезы, послушать, как они вспоминают дни войны. Подарите кому-нибудь из ветеранов цветы, поговорите с ним, дайте возможность и

ребенку задать вопрос. Хорошо, если ребенок в семье услышит песни военных лет.

- Приобщайте ребенка к истокам народной культуры. Знакомьте с художественной   литературой   по    фольклору   –    сказками,   былинами, преданиями;    посетите    выставки     народного     декоративно-прикладного искусства. Вместе с ребенком попробуйте смастерить куклу или оберег, расписать матрешку. Изготовление подобных поделок воспитывает терпение, сообразительность, развивает     творческое      мышление, умение       видеть возможности творческого преобразования предметов. Это превосходная школа как патриотического, так и эстетического воспитания.

- Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу стране, людям приносит ваш труд. Если это возможно, покажите конкретные результаты труда. Расскажите, что вам нравится в вашей работе, каких нравственных качеств она требует: ответственности, внимания, умения контактировать с другими людьми и др.; что было бы, если бы вы работали плохо.

- Внимательно относитесь к вопросам детей, показывайте и объясняйте события и факты, поощряйте любознательность, развивайте способность наблюдать и анализировать явления. Читайте малышам хорошие умные книги, посещайте библиотеки, выставки, музеи, участвуйте в спортивных соревнованиях, творческих конкурсах. Будьте сами активны и неравнодушны! И результаты не заставят себя долго ждать.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

С.Михалков

Источники:

  1. Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва : Линка-Пресс, 2003. - 200 с.
  2. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников : практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж : Учитель, 2005. - 205 с.
  3. Дошкольникам о защитниках отечества : методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. -Москва : Сфера, 2006. - 192 с.
  4. https://sad27bobruisk.schools.by/pages/konsultatsija-dlja-roditelej-rol-semi-v-vospitanii-patrioticheskih-chuvstv-u-vospitannikov
  5. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2022/08/23/konsultatsiya-dlya-roditeley
свернуть

"Модная шляпка для мамы"

Занятие по образовательной области изобразительное искусство (аппликация), посвящённое празднику "День Матери". Дети изготавливали красивые шляпки, чтобы подарить их мамам. Так же, на занятии дети познакомились с праздником "День Матери", читали стихи о маме и пословицы.

свернуть

"Лес. Деревья"

На занятии по образовательно области "Ребенок и природа" дети учились находить плоды и листья деревьев, различатьдеревья по внешнему виду. А на прогулке знания детей закрепляли во время наблюдения.

свернуть