Страничка учителя-дефектолога ПКПП

ГРАФИК

проведения консультаций учителя-дефектолога в ПКПП

ГУО «Детский сад № 33 г. Лиды» Ходыко Н. Д.

 на 2023/2024 учебный год

 

День недели

 

Время  работы

1 смена

2 смена

Понедельник

7.40 – 8.30

8.45 – 9.10

9.40 – 12.40

15.05 – 17.30

Вторник

7.30 – 8.30

8.50 – 9.45

10.25 – 12.35

 

 

 

Среда

7.40 – 8.30

8.50 – 9.50

10.25 – 12.30

 

15.05 – 17.30

 

Четверг

7.30 – 8.30

9.00 – 9.55

10.30 – 12.30

 

 

 

Пятница

7.30 – 8.30

8.45 – 9.00

9.55 -12.40

 

 

 

 

Месяц

Тема консультации

Группа лиц, для которых

проводится консультация

Время

Сентябрь 2023

Консультация:  “Зачем нужен учитель-дефектолог в дошкольном учреждении”

Родители  (законные представители) обучающихся

17.40 - 18.10

Октябрь 2023

В педагогическую  копилку педагога: “Характеристика речи детей 5-6 лет”

Воспитатели дошкольного  образования

13.10 – 13.40

Октябрь 2023

Родительский всеобуч: “13 простых советов учителя-дефектолога родителям”

Родители  (законные представители) обучающихся

17.40 - 18.10

Ноябрь 2023

Консультация: “Загадка как средство развития мышления и речи дошкольников с ОНР”

Воспитатели дошкольного  образования

13.10 – 13.40

Ноябрь 2023

Школа чистой речи: “Автоматизация звуков – помощь родителей!”.

Родители  (законные представители) обучающихся

17.40 - 18.10

Декабрь 2023

Консультация: “Влияние логоритмической деятельности на развитие речи детекй с ОНР”

Воспитатели дошкольного  образования

13.10 – 13.40

Декабрь 2023

Устный журнал: “Что и как читать ребёнку дома”

Родители  (законные представители) обучающихся

17.40 - 18.10

Январь 2024

Круглый стол:                  “Связная речь как продукт речевой деятельноти и средство общения. Ообенности связной речи детей с ОНР”

Воспитатели дошкольного  образования

13.10 – 13.40

Январь 2024

Консультация: “Если у ребёнка нарушен прикус”

Родители  (законные представители) обучающихся

17.40 - 18.10

Февраль

2024

Педагогическая копилка: “Приёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста”

Воспитатели дошкольного  образования

13.10 – 13.40

Февраль 2024

Родительский всеобуч: “Здоровье в ладошках – Весёлые пальчиковые игры”

Родители  (законные представители) обучающихся

17.40 - 18.10

Март

2024

Консультация: “Культура поведения. Культура речи. Речевой этикет”

Воспитатели дошкольного  образования

13.10 – 13.40

Март

2024

Практикум-семинар: “Как подготовить ребёнка к школе”

Родители  (законные представители) обучающихся

17.40 - 18.10

Апрель 2024

Консультация: “Влияние предметно-развивающей среды на речевое развитие детей”

Воспитатели дошкольного  образования

13.10 – 13.40

Апрель

2024

Круглый стол: «Необходимость развития речевого дыхания» 

Родители  (законные представители) обучающихся

17.40 - 18.10

Май

2024

Лекторий: “Игры способствующие развитию грамматического строя речи у воспитанников 5-6 лет”

Воспитатели дошкольного  образования

13.10 – 13.40

Май

2024

Педагогическая гостинная: “Главное о звуках и буквах!”

 

Родители  (законные представители) обучающихся

17.40 - 18.10

3-яя среда месяца консультирование родителей

(законных представителей) обучающихся                                        17.40 – 18.10

2-ой понедельник месяца консультирование

педагогов дошкольного учреждения                                                 13.10 -13.40

Учитель-дефектолог                 Наталья Дмитревна Ходыка

 

«Необходимость развития речевого дыхания»

Подготовила учитель-дефектолог ПКПП Н. Д. Ходыко
развернуть

Дошкольный возраст - решающий этап в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. В связи с этим в последние годы среди учителей-дефектологов получила широкое применение здоровьесберегающих технологий.

Чтобы научить ребенка правильно и четко говорить, владеть голосом, нужно, прежде всего, научить его правильно дышать.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание, в отличие от физиологического (жизненного), является произвольным.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли ребенку держать рот открытым?

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно –сосудистых заболеваний.

Существует множество несовершенств речевого дыхания:

  • неумение рационально использовать выдох;
  • речь на вдохе;
  • неполное возобновление запаса воздуха.

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто эти дошкольники недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Обратная ситуация у дошкольников, имеющих укороченный выдох – они говорят фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Качество речи, ее громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания.

В логопедической работе широко используется игровой метод, который предполагает использование различных игр.

  • использование игры «Футбол». Для этого берется шарик от пинг – понга и ребенок должен «загнать» (подуть) шарик в ворота (в свои ладони, выставленные перед собой). Игра проводится за столом.
  • «Дуть на горячий чай».
  • Игрушечные духовые инструменты

Так же способствуют развитию речевого дыхания. Помимо этого не забывайте, что и окружающие нас предметы и явления воспроизводят звуки. Играйте со своими детьми, подражайте звуку воды из крана: «ссссс», песенки комара: «ззззз, жука: «жжжжж», вьюге: «вввв» и т. д.

        Включайте вашу фантазию, но не забывайте следить, чтобы ребенок воспроизводил все звуки на выдохе. Чем разнообразнее будут варианты, тем большим количеством звуков он овладеет. В дальнейшем можно добавлять слоги: ба – ба – ба, па- па- па, да – да – да, ла – ла – ла и т.д на одном выдохе.

При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:

  • не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
  • температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;
  • одежда не должна стеснять движений;
  • не заниматься сразу после приема пищи;
  • не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Рекомендуется начать с непроизвольных для ребенка игровых упражнений:

  • дутье через соломку в стакан с водой;
  • надувание воздушных шаров;
  • дутье на разноцветные вертушки;
  • игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке;
  • пускание мыльных пузырей;
  • дутье на одуванчики весной.

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.

«Поем песенку»

Вдохнуть воздух через нос, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «а» (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.

«Немое кино»

Логопед показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.

«Топор»

Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук «замком» и опустить руки вниз. Быстро поднять руки - вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести «ух» на длительном выдохе.

«Зоопарк»

Каждый ребенок исполняет роль какого-либо животного. Логопед совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.

«Ворона»

Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх - сделать вдох, медленно опустить руки - длительный выдох с произнесением звукоподражания «кар».

Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например, гуси - произнести на выдохе «га – га - га» (го, гы), корова - произнести на выдохе «му», кошка - «мяу» и т. д.).

«В лесу»

Логопед ищет потерявшихся в лесу детей, называя их по имени. Ребенку предлагается, услышав свое имя, сложить руки рупором и длительно, звучно произнести «ay!». Затем речевой материал усложняется: для произнесения предлагаются фразы «Оля, ау!», «Миша, где ты?», «Я здесь!» и т.д., которые должны быть произнесены ребенком на одном выдохе.

«Задуй свечку»

Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось. Логопед отмечает тех детей, кто дольше всех дул на «свечу».

«Лопнула шина»

Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг — «шину». На выдохе дети произносят медленно звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

«Накачать шину»

Детям предлагают накачать «лопнувшую шину». Дети «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку «насоса». Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

«Воздушный шар»

Выполнение упражнения аналогично упражнению «Лопнула шина», но во время выдоха дети произносят звук «ф-ф-ф».

«Жук жужжит»

Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья. Выдыхая, дети произносят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

«Комарик»

Исходное положение: сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик — «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох — и поворот в другую сторону.

 Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.

Дошкольник, освоивший правильное дыхание, нуждается в постоянном контроле и наблюдении за правильностью его дыхания. Отсюда необходимость постоянного повторения дыхательных упражнений для закрепления навыков правильного физиологического и речевого дыхания. Все упражнения достаточно просты и не требуют специальной подготовки от родителей. За счет постановки правильного дыхания, быстро и эффективно преодолеваются речевые нарушения. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более четкой и внятной.

 

Литература

  1. Вакуленко Л.С. Воспитание правильного звукопроизношения у детей: Учебно-методическое пособие. – Мурманск: МГПУ, 2008. – 116 с.
  2. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., ШишковаТ.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи – М.: Книголюб, 2004. – 56 с.
  3. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М.: Т. Дмитриевна, 2015. – 160 с.

 

свернуть

Как подготовить ребёнка к школе  

 Подготовила учитель-дефектолог ПКПП Ходыко Н.Д.
развернуть

 

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка 6-7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Что такое речевая готовность ребёнка к школе? Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

  1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
  2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
  3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
  4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
  5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением. Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Задача учителя-дефектолога — устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено. Поэтому на коррекционных занятиях не даются заданий сверх программного материала, не перегружает первоклассников дополнительной информацией. Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения). Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок. Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития. Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе. Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой. Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку. В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата.

Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения. Таким образом, благодаря совместной работе учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителей начальных классов, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.

Подготовлено по материалам интернет источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

ЕСЛИ У РЕБЁНКА НАРУШЕН ПРИКУС

 Не менее чем у 50 – 70% детей отмечаются нарушения формирования правильного прикуса, которые потом нередко осложняются тяжёлыми деформациями зубочелюстного аппарата.

            Причин, вызывающих деформацию зубов или челюстей, довольно много, и начинают они проявляться на первом году жизни ребёнка. Возьмём, к примеру, очень распространённое сейчас явление, когда многие груднички по тем или иным причинам очень рано остаются без материнского молока. Вынужденный перевод таких детей на искусственное вскармливание таит в себе первую опасность возникновения в будущем нарушений прикуса.

            У детей самых первых месяцев жизни в норме челюсть обычно смещена несколько назад. При кормлении грудью всякий раз ребёнку приходится проделывать довольно внушительную для него работу. А именно выдвигать нижнюю челюсть вперёд, чтобы плотнее обхватить сосок; напрягать мышцы щёк, для того чтобы создать вакуум в полости рта: иначе материнское молоко не будет отделяться. Такая постоянная нагрузка развивает мускулатуру и помогает росту челюстей.

            При переводе на искусственное вскармливание малыш, по сути дела, лишается такой нагрузки, ибо добыть пищу из бутылочки несравненно легче. А порой эту задачу малышу облегчают и сами мамы, которые проделывают слишком большие отверстия в сосках от бутылочек. Тогда пища, что называется, льётся рекой и ребёнку остаётся её только глотать. О какой уж тренировке мышц идёт тут речь!

            Кстати, это имеет ещё одно отрицательное последствие. Почувствовав, что пища даётся легко, малыш потом быстро к этому привыкает. И при попытке возобновить естественное вскармливание (а такие прецеденты бывают) это ни к чему хорошему уже не приведёт. Он просто-напросто отказывается от материнской груди. Почему? Да потому, что, познав более лёгкую для себя жизнь, малыш не желает возвращаться к старому, когда нужно усиленно трудиться.

            Тот, кому приходилось иметь дело с грудничками, особенно с самых первых месяцев жизни, наверное, не раз про себя отмечал такую особенность этого возраста: наевшись вроде бы, как говорят, до отвала, ребенок, тем не менее, продолжает чмокать губами, сосёт как бы «вхолостую», автоматически, постепенно расслабляясь и засыпая. Так вот, несколько упрощая, можно сказать, что экономная природа, запрограммировав сосательный рефлекс, дала ему помимо основного ещё одно назначение. Сосательные движения тормозят двигательную активность малыша, гасят его отрицательные эмоции, становятся для него своего рода физиологическим снотворным.

            Опыт многих поколений людей давно уже подсказывал, что эту особенность можно использовать в повседневных житейских делах, связанных с уходом за грудными детьми и их воспитанием. Так, родилась соска-пустышка та самая пустышка, против которой существует так много возражений, и которую одно время упорно изгоняли из обихода малышей. Но она оказалась очень живучей.

            И одним из доводов против пустышки явилось то, что многие матери используют её не по назначению, когда нужно и не нужно, не особенно задумываясь над тем, что это, прежде всего успокаивающее средство, а не игрушка для ребёнка. В результате потом после года, когда по всем канонам пустышка должна быть сдана в архив, многие дети не в состоянии с ней расстаться: настолько велика у них страсть к сосанию. Даже если их лишить пустышки, они всё равно находят выход: переключаются на сосание пальцев. Именно так рождается одна из самых распространённых вредных привычек у детей младшего дошкольного возраста, бороться с которой бывает чрезвычайно трудно.

            Но как говорится, было бы полбеды, если всё сводилось только к эстетическим моментам. Эта неуёмная страсть впрямую отражается на правильном росте зубов, ведёт в дальнейшем к формированию неправильной артикуляции языка, губ и челюстей. Как следствие этого ребёнок потом нередко во время еды поперхивается из-за того, что ему бывает трудно проглатывать особенно твёрдую пищу. На этой же почве ему трудно бывает выговаривать отдельные слоги и слова. Наконец, наличие такой вредной привычки у ребёнка отнюдь не соответствует формированию соответствующих навыков жевания.

            Между тем и само по себе недостаточное жевание – одна из самых распространённых и весьма существенных причин зубочелюстных деформаций. Любой орган развивается правильно, когда он функционирует, а не бездействует. Разжёвывание пищи – своеобразная гимнастика. Чёрствый хлеб, сырые овощи, фрукты создают для жевательного аппарата необходимую нагрузку и тем самым способствуют его правильному росту и развитию. К сожалению, многие родители чаще всего заботятся лишь о том, чтобы пища ребёнка была высококалорийной, легкоусвояемой, и при этом нередко забывают о зубах, которые нуждаются в нагрузках. Вспомним также, что жевание твёрдой пищи – прекрасное средство самоочищения зубов, своего рода дополнительная «зубная щётка».

            А ведь совсем не редкость, когда дети и в четыре, и в пять лет не умеют жевать, так же как и правильно глотать, ибо эти две функции тесно взаимосвязаны: стоит неразжёванному комочку пищи попасть в глотку, как ребёнок начинает давиться. В результате такие дети постоянно пребывают в состоянии дискомфорта, а родители вынуждены их всё время кормить протёртой пищей. Кроме того, неумение глотать – это тоже один из факторов риска по развитию аномалий прикуса.

            Однако, что означает умение правильно глотать? Прежде всего, оно зависит от возраста ребёнка. До трёх лет считается нормальным так называемый инфантильный (от латинского слова «инфант» - младенец) тип глотания. По понятным причинам наиболее ярко он выражен у детей грудного возраста. Глотание осуществляется при разомкнутых челюстях и сжатых губах. И это должно тоже быть понятно: зачем смыкать челюсти, когда нечего откусывать и пища жидкая. Не играет большой роли и язык у младенца при глотании в отличие от более старших детей. Последним приходится при этом гораздо активнее действовать языком, приподнимая и   упирая его кончик в нёбо и работая им как маленькой лопатой.

            Таким образом, всякий ребёнок, перешагнувший трёхлетний рубеж и продолжающий глотать, как младенец, может быть, смело, причислен к числу отстающих. А определить таких ребят несложно: у них во время еды всегда как бы судорогой сводит лицо и подбородок, нередко подёргиваются уголки рта, сморщивается его лоб, опускаются веки, закатываются глаза, вытягивается шея. Впечатление такое, что малышу дали проглотить ложку жгучего перца.

            Нетрудно себе представить настроение родителей, которым изо дня в день приходится наблюдать подобные картины во время еды. Можно попытаться и самим исправить создавшееся положение.

            Обучать ребёнка правильному глотанию нужно перед зеркалом. При правильном глотании лицо должно оставаться спокойным, исключая небольшое сокращение мышц подъязычной области. Следует обращать внимание ребёнка на положение губ, зубов, языка. Обычно при правильном глотании губы и зубы сомкнуты, язык кончиком упирается в нёбную поверхность верхних передних зубов и передний участок твёрдого нёба.

            Для стимуляции развития мышц, поднимающих язык, что облегчает овладение навыками правильного глотания, рекомендуется комплекс упражнений по так называемой мимогимнастике в игровой манере: «всадники» - щёлканье, цоканье языком; «буду красить потолок» - имитация окраски потолка (нёба) кистью (языком); «отбойный молоток» - звуковое подражание работе этого инструмента в виде затяжного произношения звука Д (ддд…). Длительность упражнений 2-4 минуты.

            Можно также использовать и упражнения такого рода: 1) кончик языка поднимать к нёбу и удерживать в течение 10 секунд; 2) кончик языка медленно перемещать с зуба на зуб.

            И ещё. Во время еды таким детям нужно запрещать длительно, удерживать пищу во рту (исключение здесь могут составлять разве что только чай и молоко), а также запивать жёсткую пищу. В противном случае, что называется, пойдёт насмарку.

            Нельзя здесь не сказать ещё об одном чрезвычайно распространённом явлении, нередко приводящем к нарушениям прикуса и деформации челюстей. Мы имеем в виду наблюдающееся у многих детей отсутствие правильного носового дыхания в связи с частыми насморками, разрастанием аденоидов (носоглоточные миндалины), а иногда в результате искривления носовой перегородки на почве травмы носа. (Вот почему такие дети нуждаются в обязательной консультации отоларинголога.) Впрочем, от родителей во многом зависит, чтобы ребёнок как можно раньше попал к врачу. Сигнал для тревоги – ребёнок часто ходит с открытым ртом, похрапывает во сне, старается занять во время сна позу на животе (так легче дышать через рот).

            Если же не предпринять никаких мер, то при длительном отсутствии дыхания через нос, можете даже не сомневаться, у вашего сына или дочери наверняка сформируется «аденоидный» облик и, конечно, деформируется прикус со всеми вытекающими отсюда последствиями. А вид таких детей довольно характерен: постоянно несмыкающиеся губы и при этом всё время сохнущие узкие ноздри, сглаженность носогубных складок, широкая переносица, нередко двойной контур подбородка из-за опущения языка и ослабленная диафрагма полости рта. Словом, вид очень непрезентабельный. И такие ребята всегда вызывают жалость и сочувствие.

            Не случайно, поэтому тренировка носового дыхания является одним из условий общей физической подготовки детей дошкольного возраста и введена в виде набора упражнений в комплекс утренней гимнастики.

            Для детей с неправильным дыханием рекомендуются также специальные упражнения (при сомкнутых губах): 1) медленный глубокий вдох и выдох; 2) последовательный вдох правой, затем левой половиной носа (одна ноздря зажата пальцем); 3) вдох при поднятии рук в стороны – вниз. Эти упражнения обычно выполняются детьми под наблюдением педагога, в течение 2-5 минут 2-3 раза вдень во время прогулок. Кроме того, желательно ежедневно дважды в день выполнять комплекс упражнений по тренировке круговой мышцы рта, которая расслаблена у таких детей.

            Упражнения для нормализации тонуса круговой мышцы рта (при сомкнутых губах): 1) губы вытянуть вперёд («хоботком»); 2) губы вытянуть вперёд, затем растянуть в улыбке; 3) последовательно натянуть верхнюю и нижнюю губы на зубной ряд; 4) переместить губы вправо и влево; 5) надуть щёки и медленно выдавить воздух через сжатые губы кулаками; 6) (при разомкнутых губах) установить мизинцы рук в углах рта и в таком положении стремиться сомкнуть губы. Каждое упражнение выполняется несколько раз в течение 1-3 минут (в зависимости от возраста ребёнка: если маленький – 1 минуту, если постарше - дольше).

            И, наконец, ещё об одной взаимозависимости. Осуществляя профилактику кариеса, вы тем самым способствуете предупреждению у ребёнка аномалий зубочелюстной системы. И немудрено: чем меньше повреждённых зубов, тем больше вероятность сохранения нормального прикуса. И наоборот, занимаясь предупреждением зубочелюстных деформаций у детей, вы боретесь с кариесом. Кстати, учёными уже давно подмечено, что у ребят с зубочелюстными деформациями эффективность противокариозных средств намного ниже, нежели у тех, кто не нуждается в лечении у ортодонта.

            А вообще, чем крепче и закалённее ребёнок, тем здоровее и красивее у него зубы. Однако за здоровье нужно бороться. Очень хотелось бы надеяться, что наши советы помогут вам, товарищи взрослые, в этом нелёгком деле.

           

            ВОЗМОЖНЫЕ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ,

ВЫЗВАННЫЕ ОТКЛОНЕНИЯМИ В СТРОЕНИИ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Передний открытый прикус: Межзубный сигматизм свистящих

Боковой открытый прикус: Боковой сигматизм свистящих

                                               Боковой сигматизм шипящих

Прогнатия: Губно-зубной сигматизм свистящих

                    Губно-зубной сигматизм шипящих

Прогения: Шипящий парасигматизм свистящих

                  Шипящий парасигматизм шипящих

Закрытый прикус: Призубный сигматизм свистящих

                                Призубный сигматизм шипящих

Прямой прикус:  Призубный сигматизм свистящих

Высокое узкое твёрдое нёбо: Каппацизм (К, КЬ,Г,ГЬ,Х,ХЬ)

                                                  Межзубный сигматизм шипящих

 

ОТКЛОНЕНИЯ В СТРОЕНИИ ОРГАНОВ

АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

            Наиболее частыми дефектами челюстей и зубного ряда являются различные нарушения прикуса (соотношения верхнего и нижнего зубных рядов при сомкнутых челюстях):

            ПРОГЕНИЯ – передние зубы нижней челюсти выступают далеко вперёд;

            ПРОГНАТИЯ - передние зубы верхней челюсти сильно выдвинуты вперёд;

            ОТКРЫТЫЙ ПРИКУС – при сомкнутом положении верхней и нижней челюстей остаётся свободным промежуток между верхними и нижними зубами. Если промежуток образуется между передними зубами при сомкнутых боковых, это передний открытый прикус; если промежуток наблюдается между боковыми зубами при сомкнутых передних, это боковой открытый прикус.

            Нарушения прикуса затрудняют выработку необходимых для произношения разных групп звуков положений языка. При прогении затруднено положение широкого кончика языка за нижними резцами, что необходимо для произношения свистящих звуков. При прогнатии затруднено положение широкого кончика языка за верхними зубами, что необходимо для произношения шипящих звуков. При переднем открытом прикусе кончик языка просовывается в щель между резцами, что придаёт шепелявый оттенок звуку; при боковом открытом прикусе боковой край языка просовывается в щель между коренными зубами и туда же уходит воздушная струя, что придаёт звукам хлюпающий оттенок.

            Могут наблюдаться и отклонения в строении зубного ряда: отсутствие тех или иных зубов, редко поставленные зубы, что может влиять на формирование направленной воздушной струи. Во всех этих случаях необходимо направить к специалисту – ортодонту в стоматологическую поликлинику. Но это не значит, что с таким ребёнком не надо заниматься. Если у него хорошо работают подвижные органы артикуляционного аппарата и достаточно развит фонематический слух, можно добиться положительных результатов посредством занятий по исправлению звукопроизношения.

            Необходимо отметить также и особенности в строении твёрдого нёба, так как от его формы будут зависеть движения и положения языка. Так при постановке шипящих звуков, если у ребёнка высокое, узкое (готическое) нёбо, необходимо следить, чтобы кончик языка не заходил за бугорки, иначе он будет загибаться и искажать звучание шипящих звуков.

 

Глубокий.   Глубокий прикус характеризуется тем, что при нём верхние зубы перекрывают нижние более, чем на половину их длины. Если у ребёнка такой прикус, объём полости рта уменьшается, и ему труднее глотать и дышать, иногда у малышей из-за этого болит голова.

 

 

 

 

 

 

Дистальный. Один из самых распространённых видов неправильного прикуса – нижняя челюсть занимает заднее положение по отношению к верхней (выпуклый профиль лица). Среди причин возникновения такого нарушения генетическая предрасположенность, хронические заболевания ЛОР – органов в детстве, сосание пальца или соски и раннее удаление молочных зубов из-за которого развитие нижней челюсти может затормозиться. Дистальный прикус может мешать детям жевать и             глотать, кроме того, в этом случае задние зубы более подвержены кариесу.

 

Перекрёстный. При правильном прикусе верхние зубы должны перекрывать нижние в переднем отделе на 1/3, а в боковом отделе наружные бугры верхних зубов перекрывают наружные бугры нижних зубов. При перекрёстном прикусе это соотношение нарушается. Он бывает односторонним и двусторонним, может быть в переднем и в боковых отделах. Чаще всего причиной этого нарушения становится преждевременное удаление молочных зубов и хронический отит. Дети с таким прикусом жуют одной стороной, и это отражается на состоянии желудка.

 

 

Мезиальный. Нижняя челюсть находится в диспропорции с верхней. Отличительный признак мезиального прикуса – выступающий вперёд подбородок (вогнутый профиль лица). Эта патология нередко передаётся по наследству или возникает из-за неравномерного стирания молочных зубов – если клыки не стираются вовремя, они блокируют рост нижней челюсти. Последствия мезиального прикуса, помимо эстетической стороны, такие же как при дистальном.

 

 

 

Открытый. Это достаточно редкая патология, когда зубы верхней и нижней челюстей не смыкаются. Её может вызвать любая из упомянутых причин. У детей с таким прикусом существенно страдает речь, наблюдаются заболевания желудочно-кишечного тракта и часто воспаляются ЛОР - органы. Кроме этих нарушений встречаются и другие, например, промежутки между зубами или скрученность (т.е. неправильная постановка зуба).

 

 

 

Подготовила учитель-дефектолог ПКПП Ходыко Н. Д.

по материалам интернет источников

 

свернуть

Родительский всеобуч: «Здоровье в ладошках – Весёлые пальчиковые игры»

Подготовил учитель-дефектолог ПКПП Н. Д. Ходыко
развернуть

 

 Чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок.

В. А. Сухомлинский

 

Степень формирования речевого навыка детей находится в прямой зависимости от уровня функционирования мелкой моторики пальцев рук, так как развитие тонких движений пальцев положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Еще Аристотель в античные времена считал, что «рука – это инструмент всех инструментов». Кант писал, что «рука – это своего рода внешний мозг, это вышедший наружу мозг человека. Знаменитый педагог Сухомлинский так отзывался о ручной деятельности: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», «Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев».

Рука, пальцы, ладони – одни из главных органов, приводящих в движение механизм мыслительной деятельности ребенка. У плохо говорящих детей наблюдается скованность движений руки, недостаточно развитая мелкая моторика. Для таких детей тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи.  Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.

Пальчиковые игры способствую развитию и творческой деятельности. При ручной деятельности вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Большинство пальчиковых игр требуют участия обеих рук, что является положительным предпосылом в ориентировке детей в понятиях “вправо”, “влево”, “вверх”, “вниз” и т.д.

Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. На руке находятся биологически активные точки нашего организма, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Поэтому в повседневную работу с детьми целесообразно включать игры и задания для развития общей и специальной моторики. Развивая мышцы рук, мы не только готовим руку ребёнка к письму и рисованию, но и к самообслуживанию (застёгиванию пуговиц, завязыванию шнурков), одновременно стимулируем речевую активность, а значит, развиваем интеллектуальные способности ребёнка.

Разучивание текстов с использованием “пальчиковой” гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.  Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять моральное напряжение.     

Использование пальчиковых игр и упражнений поможет детям полноценно развивать ручную деятельность, речевые функции, подготовить руку к письму (если ваш малыш в скором времени собирается в школу), предотвратить появление так называемого «писчего спазма» (из-за напряжения руки во время письма), развивать внимание, терпение, стимулировать творчество и фантазию.

Пальчиковая гимнастика для детей или упражнения для развития пальчиков — эффективный способ развития мелкой моторики. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его. Пальчиковая гимнастика для детей усиливает согласованную деятельность речевых зон и способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в речевом развитии дошкольников. Влияние воздействия руки на мозг человека было известно очень давно. В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, умеет логически рассуждать, у него развита память, внимание, связная речь. Родители дома могут самостоятельно провести эксперимент: если ребенок в 4 года не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. И, если вы чувствуете, что слабо развита мелкая моторика рук, то надеяться, что он потом догонит сверстника — это ошибочная позиция. Слабую руку дошкольника надо развивать.

«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. «Пальчиковые игры» являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других — ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра, по игре важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. В своей работе я использую «пальчиковые игры» каждый день. Дети с удовольствием выполняют пальчиковую гимнастику и речь с движением. Эти упражнения помогают развивать память, ребенок лучше запоминает стихи, т. к. кроме речи, активизируются и моторика рук, зрительная память. Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой? Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

 

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий: Перед игрой необходимо обсудить с ребёнком её содержание, сразу при этом отрабатывается необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это позволит не только приготовить детей к правильному выполнению упражнения, но и создаст положительный эмоциональный настрой. Желательно взрослому знать текст. Перед началом упражнения дети разогревают ладошки поглаживанием до приятного ощущения тепла. Все упражнения выполняются в медленном темпе, сначала одной рукой если не предусмотрено участие обеих рук, затем другой, а потом двумя руками одновременно. Демонстрируйте собственную увлечённость игрой. Необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы рук. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите ребёнку или научите его помогать себе другой рукой. Нужно добиваться, чтобы упражнения выполнялись легко, приносили ребёнку радость, без чрезмерного напряжения рук. Каждое упражнение имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2–3 раза. Любые упражнение будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно. Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу, объём внимания ограничен, невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре. Выбрав 2–3 упражнения, постепенно заменяйте новыми. При повторных проведениях игры дети нередко начинают частично произносить текст (особенно начало или конец фраз). Постепенно заучивая текст наизусть, произносят целиком, правильно соотнося слова с движениями. Для лучшего усвоения к игре можно подобрать соответствующую иллюстрацию. Создаётся зрительный образ. Сначала покажите ребёнку цветной рисунок и объясните, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадёт. Вы показываете ребёнку, называете упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести. Большое значение отводится «пальчиковой гимнастики» в музыкальном сопровождении. Она дарит много положительных эмоций и очень нравится детям. Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Пальчики

У тебя есть две руки, Есть и десять пальчиков. Десять ловких и веселых, Быстрых чудо-мальчиков. Будут-будут наши пальчики трудиться, Не пристало чудо-мальчикам лениться!

 

Встреча 

На правой ручке — пальчики. На левой ручке — пальчики. Пришла пора им встретиться — Готовьте чемоданчики!  

Дом

Я хочу построить дом (Руки над головой «домиком»). Чтоб окошко было в нём, (Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко».) Чтоб у дома дверь была, (Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.) Рядом чтоб сосна росла. (Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.) Чтоб вокруг забор стоял, (Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.) Пёс ворота охранял. (Одна рука «пёс», мизинец отсоединить от других пальцев.) Солнце было, (Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.) Дождик шёл, («Стряхивающие» движения) И тюльпан в саду расцвёл. (Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.)

 

Радуга

Гляньте: радуга над нами, (Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).) Над деревьями, (Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.) Домами, (Руки сложены над головой крышей.) И над морем, над волной, (Нарисовать волну рукой.) И немножко надо мной. (Дотронуться до головы.)

Мои вещи 

Вот это — мой зонтик, Я в дождь хожу с ним. (Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик).) Пусть дождь барабанит - Останусь сухим. («Барабаним» пальцами левой руки по правой (зонтику).) А вот моя книжка, (Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты.) Могу почитать, (Раскрываем ладони «книжечкой».) Могу вам картиночки в ней показать. (Руки вытягиваем, ладони открыты.) Вот это — мой мяч, Очень ловкий, смешной. (Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки.) Его я бросаю над головой. («Мячик прыгает» над головой, ударяясь о ладонь другой руки (или о ладонь партнёра по игре).) А вот мой котёнок, Я глажу его, Мурлычет он так для меня одного. (Поочерёдно гладим одну руку другой.)

 

Подготовлено по материалам интернет источников.

свернуть

«ЧТО И КАК ЧИТАТЬ РЕБЁНКУ ДОМА»

Подготовила учитель-дефектолог ПКПП Наталья Дмитриевна Ходыко
развернуть

«Что и как читать ребёнку дома»

 

 

Многие родители задаются вопросом, что читать детям в том или ином возрасте. Мнений на этот счет великое множество.

Задача взрослого — открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров — от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других.

Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить родителей задуматься и попытаться, как-то исправить положение вещей.

Взрослые должны обращать внимание на возраст ребенка, уровень интеллектуального развития, интерес к читаемому и в связи с этим подбирать книги для чтения. Не следует стремиться прочесть все: надо думать, не о количестве, а о пользе прочитанного и воспринятого.

Детям нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку. Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас. Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.

      Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.

    Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Усваивая содержания сказки, дети учатся передавать слова разных героев, повторяют интонации. Это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

    С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка. Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и многое другое), с яркими сильными характерами героев. Русские народные сказки («Морозко», «Сивка бурка», «Царевна — лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и другие). Открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их. В старшем возрасте ребёнок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких под час не было в их собственном опыте. У ребёнка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приёму. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте. Во время чтения может возникнуть чувство эмоциональной близости между взрослым и ребенком, постарайтесь не разрушать это волшебное чувство.  Читая ребенку, не отвлекайтесь на телефонные звонки, домашние дела, разговоры с другими членами семьи, тогда этот процесс доставит удовольствие и вам, и вашему ребенку.

Как читать.

— В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором. — Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее – в общем, добросовестно развлекайте малыша.

— Показывайте крохе картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ.

— Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.

— Как только книга надоест ребёнку, прекратите чтение отложите ее на денек.      

 

Рекомендуемая литература для детей 5-7 лет: 

Белорусские народные сказки: “Пра быка і яго сяброў”, “Лёгкі хлеб”, “Не сілай, а розумам”, “Лісіца-хітрыца”, “Як кот звяроў напалохаў”, “Верабей і мыш”, “Кот Максім” і др.

Русские народные сказки: «Крылатый, Мохнатый да Масленый», «У страха глаза велики», «Сивка-бурка», «Царевна-лягушка», «Морозко», «По щучьему веленью», «Хаврошечка» и др. 

Сказки народов мира: «Хроменькая уточка», «У солнышка в гостях», «Кукушка» и др.

Литературные сказки русских писателей: С.Т. Аксаков «Аленький цветочек», П.П. Бажов «Серебряное копытце», сказки А.С. Пушкина, А.Н. Толстой «Приключения Буратино», Носов «Приключения Незнайки», В. Катаев «Цветик-семицветик», В Сутеев «Под грибом» и др. Стихотворения А. Барто, Б. Заходера, С. Маршака, К. Чуковского, В. Жуковского, Ф. Тютчева, В Маяковского, А. Плещеева

Литературные сказки русских писателей: С.Т. Аксаков «Аленький цветочек», П.П. Бажов «Серебряное копытце», сказки А.С. Пушкина, А.Н. Толстой «Приключения Буратино», Носов «Приключения Незнайки», В. Катаев «Цветик-семицветик», В Сутеев «Под грибом» и др. Стихотворения А. Барто, Б. Заходера, С. Маршака, К. Чуковского, В. Жуковского, Ф. Тютчева, В Маяковского, А. Плещеева

Литературные сказки зарубежных писателей: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», «Принцесса на горошине», Ш. Перро «Золушка», «Кот в сапогах», Братья Гримм «Госпожа Метелица», «Бременские музыканты» и др.

Произведения о природе: Мамин-Сибиряк «Серая шейка», А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы». 

Басни: И Крылов «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица» 

        

 

Источник: Учебная программа дошкольного образования (для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания) / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск : НИО, 2023. – 380с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации родителям:

  • Книга для ребёнка дошкольного возраста должна быть иллюстрирована. Рисунки должны быть органически связаны с текстом, наглядно и выразительно отображать наиболее существенные моменты содержания художественного произведения. Желательно, чтобы иллюстрации сопровождали текст, но не преобладали над ним. Чем старше ребёнок, тем меньше может быть иллюстраций. При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображение животных, людей, предметов реалистично.
  • Выбирайте книги соответственно возрасту и интересам ребёнка. Детям младшего дошкольного возраста читайте потешки, короткие стихотворные сказки, сказки о животных. Детям старшего дошкольного возраста интересны истории о других детях, волшебные и бытовые сказки.
  • Читайте старшим дошкольникам объёмные («толстые») книги. Чтение каждой части длинной книги («чтение с продолжением») должно сопровождаться припоминанием того, что прочитано накануне. Спросите ребёнка: «На чём мы вчера остановились?». Обязательно пользуйтесь закладкой.
  • Старайтесь читать по определённой системе, например, познакомьте ребёнка с несколькими произведениями одного автора. Перед чтением книги, независимо от возраста ребёнка, обязательно назовите имя писателя или поэта, жанр и название произведения. Например, «Я прочту тебе русскую народную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Чередуйте чтение произведений разных жанров: рассказов, сказок и стихотворений.
  • Перечитывайте знакомые книги помногу раз. Однократное чтение произведения, стремление прочитать как можно больше приносит больше вреда, чем пользы. Дети не запоминают, что им читают, в результате формируется плохая привычка к поверхностному отношению к книге.
  • Объясняйте до начала чтения значение тех слов, без понимания которых ребёнку будет неясен основной смысл текста, характер героев. Если произведение не будет воспринято, понято ребёнком, оно не достигнет своей главной цели: не будет содействовать формированию личности подрастающего человека.
  • Читайте выразительно, стремясь донести до ребёнка эмоции, содержащиеся в художественном произведении. Если взрослый в процессе чтения не определит своё отношение к героям и изображаемым событиям, вряд ли это сможет сделать ребёнок.

 

свернуть

Автоматизация звуков – помощь родителей!

Подготовила учитель-дефектолог ПКПП Н. Д. Ходыко
развернуть

Дорогие родители! Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш
ребёнок ходит (или ходил) на занятия к учителю-дефектологу, а
звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете учителя-
дефектолога(или при просьбе повторить правильно) звуки получаются
чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо.
Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так
называемой «автоматизации».

Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий
автоматизацией (поставленных звуков). В идеале необходимы ежедневные
занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.
Автоматизировать звук– это значит ввести его в слоги, слова,
предложения, связную речь. Поставленный звук еще очень хрупкий. К
автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда
ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при
продолжительном или многократном повторении.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой
последовательности:
автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением
согласных);
автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
автоматизация звука в предложениях;
автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
автоматизация звука в разговорной речи.


Автоматизация звука в слогах.
Прежде всего проводится включение звука в слоги.Произнесение
слоговых сочетаний с одновременным движением пальцев рук способствует
развитию мелкой моторики. В домашних условиях автоматизировать звук в
слогах можно в таких играх: «Пальчики шагают», «Собери пирамидку»,
«Нанизываем бусы», «Развяжи узелки», «Прищепи прищепку», «Намотаем
нитку на клубок», «Придумай иностранный язык», «Запомни и повтори»,
«Назови ступеньку», «Подскажи последний слог».

Автоматизация звуков в словах.
Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са –
сад).Для автоматизации звука в словах можно использовать такие игры и
игровые упражнения:
- «Повтори за мной» (ребёнок за взрослым повторяет слова);
- «Назвать слова по картинке»;
- «Я знаю 5 слов» (придумать слова, которые начинаются на заданный звук
(заданный звук в середине слова, в конце слова)).
Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая
длительной систематической тренировки. За одно занятие дается минимум
10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением
автоматизируемого звука (он произносится более длительно).


Автоматизация звука в предложениях.
Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных
слов. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в
дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном
данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук).
У Сани длинные усы.
Саня катается на самокате.
У Сони новые осенние сапоги.
Оксана спускается с горки на санках.


Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах.
Ребенку предлагается повторить или заучить чистоговорки, скороговорки
и стихи.
Ас – ас – ас – у нас дома ананас.
Ос – ос – ос – у Сони в сумке кокос.
Ус – ус – ус – на окне у Сони фикус.
Ыс – ыс – ыс – Денис, пей кумыс.
У Сони и Сани в сетях сом с усами.
В саду темно, все спят давно. Одна сова не спит, на суку сидит.
Советы
Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной
речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он
требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и
при выполнении упражнений на закрепление «трудного» звука в домашних
условиях. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся
превратить скучную работу над звуком всовместнуюи уже, поэтому
увлекательную игру.
Предлагаю вам несколько удачных и часто используемых игр со звуками.
Игра «Загадки» («Узнай по описанию»).
Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии
которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их,
выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок
должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку.
Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего.
Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.
Игра «Чего не стало?».
Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку
еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть
глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза,
должен сказать, чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с
ребенком ролями.
Игра «Что изменилось?».
Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки
местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять
новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.
Игра «Что лишнее?».
Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным
признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в
названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать
лишний предмет и объяснить свой выбор.
Игра «Слова вокруг нас».
Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все
предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по
очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность
заметить Вашу ошибку и исправить ее. Затем усложните игру - вспоминайте
слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме, например:
«Назови животных, в названии которых есть звук Р» (зебра, носорог, тигр,
пантера, кенгуру, жираф) или «Назови «зимнее» слово со звуком «С» (снег,
снеговик, Снегурочка, снегирь, снегоход, снежки, стужа, санки).
В эту игру вы можете играть где угодно, используя любую свободную
минутку: по пути в детский сад, в транспорте, в очереди. Дома в эту игру
можно играть с мячом.
Постепенно, незаметно для себя, ребенок начинает правильно
произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во
фразах. Во фразе должно быть как можно больше слов с нужным звуком.
Лучше, если фразы будет придумывать сам ребенок, сначала с вашей
помощью, а затем и без нее.
Игра «Найди ошибку».
Эта игра учит ребенка обращать внимание на смысл высказывания. Он
должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее. Примеры
предложений: «Пол стоит на столе», «Дом сторожит собаку», «Капуста ест
козу».
В литературе вы найдете много скороговорок, потешек, считалок,
дразнилок, небольших стихов и диалогов, используйте их в ваших занятиях.
Но, наверное, не стоит заучивать все подряд, выберите те, которые
понравились ребенку. Дети любят выбирать. Пусть занятие принесет ребенку
радость – от этого во многом зависит результат.


Помните!

Звук автоматизирован тогда, когда мы произносим его, не
задумываясь. Никогда не торопите ребёнка, старайтесь внимательно его
выслушать. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук,
обязательно поправьте его, не упрекая и не отвлекая от мысли. Делайте это
доброжелательно, не повышая голоса, а лучше – поиграйте в фанты. Правила
просты: договорившись с ребёнком, что, когда ребёнок будет забывать
правильно произносить звук, он должен будет отдать вам фант (магнитик).
Сосчитав фанты вместе, вы узнаете, сколько ошибок сделал ребёнок. Дальше
предложите ему «отработать» фанты. Чтобы получить их назад, надо
выполнить задание: назвать слова со звуком (например, по 3 за каждый
фант). Придумать предложение из 2-3 слов, чтобы в каждом был звук (Вера
рисует. Рекс рычит. Барсук роет нору.)

Источник:
Н. В. Гальская Звоночек. Автоматизация звуков в играх: Пособие для
логопедов и родителей. – Мн.; «Аверсэв», 2001

свернуть

13 простых советов учителя-дефектолога родителям.

Подготовил учитель-дефектолог ПКПП Ходыко Н. Д.
развернуть

 

  • Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
  • Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  • Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
  • Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»
  • Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  • Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
  • Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
  • Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  • Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
  • Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
  • Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».
  • Разговаривайте с ребенком ПРАВИЛЬНО, произнося звуки родного языка четко, неискаженно. Не говорите с ребенком так, будто бы он еще совсем маленький («не сюсюкайтесь» с ним).
  • По любому вопросу вы всегда можете обратиться к логопеду за советом или рекомендацией.

 

По материалам интернет-ресурсов.

Учитель-дефектолог ПКПП

Ходыко Н. Д.

 

свернуть

Зачем нужен учитель-дефектолог в детском саду?

Подготовила учитель-дефектолог ПКПП Ходыко Н. Д.
развернуть

И в самом деле, кто же такой учитель-дефектолог и самое главное,
чем он занимается? Очень многие считают, что дефектолог– это тот,
кто «учит правильно говорить букву Р». Конечно, частично эти люди
правы, но это далеко не всё, чем занимается учитель-дефектолог в
детском саду. Да, мы учим правильно произносить звуки (и не только
Р), но вместе с этим мы развиваем связную речь, мелкую моторику,
учим правильно обобщать предметы, различать на слух разные звуки…
Возможно, вы спросите: а зачем это надо? Но ведь каждая мамочка
и каждый папочка хочет, чтобы его ребёнок был самым лучшим и,
конечно же, хорошо учился в школе.И если учитель-
дефектологвовремя не преодолеет все трудности, возникшие в детском
саду, эти трудности будут преследовать ребёнка и в школе.
Не умеет красиво и правильно рассказывать – трудно будет учить
историю, географию, словом все те науки, которые требуют пересказа.
Не умеет различать на слух звуки – возникнут трудности с русским
и белорусским языком, будет путать буквы на письме, сложно будет
научиться читать.
Не развиты пальчики – трудно будет вообще научиться писать.
Не умеет обобщать – возникнут проблемы с мышлением, а значит и
с математикой.
И, конечно, если ребёнок не будет выговаривать все звуки родного
языка, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут
комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои
природные способности и интеллектуальные возможности.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать
свои мысли, тем шире его возможности познать действительность.
Формирование правильной, грамотной речи является важным звеном в
подготовке детей к самостоятельной жизни и их социализации в
обществе.
В нашем учреждении дошкольного образования функционирует
пункт коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) для
воспитанников с нарушениями речи.
Целью работы ПКПП является:
своевременное оказание коррекционно-педагогической помощи;
повышение качества дошкольного образования.
Коррекционно-педагогическую помощь в ПКПП оказывает
учитель-дефектолог.
Показания к зачислению в пункт коррекционно-
педагогической помощи
В состав ПКПП зачисляются дети с относительно более лёгкими
речевыми нарушениями, а именно:
фонетические нарушения речи (дислалия, стертая форма
дизартрии, нарушение голоса, ринолалия)
фонетико-фонематическим недоразвитием речи (дислалия,
дизартрия, ринолалия);
нерезко выраженное общее недоразвитие речи: неосложнённый
вариант общего недоразвития речи и осложнённый вариант общего
недоразвития речи (при дизартрии и ринолалии);
нарушения темпо-ритмической стороны речи (заикание легкой
степени, брадилалия, тахилалия).
Зачисление воспитанников в пункт осуществляется приказом
руководителя учреждения образования на основании следующих
документов:
заключения государственного центра коррекционно-
развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР).
заявления законного представителя воспитанника;
Комплектование групп пункта осуществляется в начале учебного
годас 1 по 15 сентября.
Занятия проводятся в периодс 16 сентября по 25 мая.
Ежедневное количество занятий, их продолжительность и
последовательность определяются расписанием занятий, которое
составляется с учетом требований санитарных норм, правил и
гигиенических нормативов и утверждается руководителем учреждения
образования. Продолжительность занятий в ПКПП определяется
индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся с
ОПФР. Занятияпроводится 2-3 раза в неделю.
Занятия в ПКПП проводятся в игровой форме. Они направлены не
только на устранение нарушений звукопроизношение, но и на развитие
лексико-грамматической стороны речи, на обогащение словарного
запаса, на развитие внимания, памяти, мышления, мелкой моторики.
Общий успех коррекционного обучения в условиях ПКПП
определяет совместная работа учителя-дефектолога и родителей.
Родители становятся полноправными участниками образовательного
процесса. Ребенок получает коррекционную помощь всего 2-3 раза в
неделю, поэтому ее результативность зависит, в том числе, от степени
заинтересованности и участия родителей в исправлении недостатков
речи.Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми
средствами, а не предоставлять ребенку возможность произносить их
без подкрепления и контроля.
Уважаемые родители, если Ваш малыш нуждается в специальной
помощи, не теряйте времени даром, не ждите, что «это само пройдёт».
На ПКПП нашего учреждения дошкольного образования оказывается
помощь детям, имеющим различные особенности развития.
Источники: 1. Методические рекомендации «Организация и содержание
работы в пунктах коррекционно-педагогической помощи» Минск 2012г.
2. Положение о пункте коррекционно-педагогической помощи/
Постановление Министерства образования РБ 25.07.2011 №131
3. Инструктивно-методическое письмо «Об организации коррекционно-
педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития
при получении ими дошкольного и общего среднего образования в 2013/2014
учебном году»
4. Инструктивно-методическое письмо министерства образования
Республики Беларусь «Об организации в 2023/2024 учебном году
образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих
образовательную программу дошкольного образования, образовательную
программу специального образования на уровне дошкольного образования,
образовательную программу специального образования на уровне
дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью»

 

свернуть
Меню раздела