Страничка музыкального руководителя

С вами работают:

Орлова Алина Анатольевна 

Зверко Людмила Чеславовна

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях.

Консультация для родителей.
развернуть

                               «Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный.

                                          Музыка — целитель здоровья.»

                                                                                                                                                 Бехтерев В.

Одной из важнейших задач нашего общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения. В условиях неблагоприятной экологической обстановки, неустойчивых социальных условий проблема здоровья детей является особенно актуальной, и начинать решать эту важную проблему необходимо с самых первых дней жизни ребенка. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека, вырабатывается сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Решение проблем здоровья детей и его сбережения работа не одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная деятельность всего коллектива образовательного учреждения на длительный период в непосредственно тесном контакте с родителями дошкольников.

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Только здоровый ребенок может играть, бегать смеяться, фантазировать. Насколько здоров ребенок – от этого зависит его личностное и социальное развитие.

Проблему укрепления и профилактики здоровья дошкольника позволяют решить средства музыки. Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние давно известно. Музыка психологически раскрепощает ребёнка, воспитывает его чувства, формирует вкусы, обогащает его эмоциональный мир, совершенствует мышление. Ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Следовательно, музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на его общее развитие.

Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние человека.  Известно могущество музыкального ритма. Ритм пронизывает всю жизнь человека. Наши органы кровообращения, дыхания, система обмена веществ функционируют в определенном ритме. И когда мы заболеваем, это означает, что нарушен ритм нашей жизнедеятельности.

Положительное влияние музыки на здоровье человека отмечалось и в исторических трудах великих ученых. Так, Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Аристотель считал музыку средством воздействия на психику человека. Его учение раскрывало представления о внутреннем мире человека и возможностях влияния на него при помощи искусства. Пифагор разработал понятие-учение об эвритмии, которая понималась как – «способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях» - не только в пении, танце и игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах. Именно от Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь с музыкальным ладом, оркестром, где каждому человеку, подобно инструменту в оркестре отведена своя роль. Великий Платон считал, что «сила государства находится в прямой зависимости от того в каких ладах и ритмах в нем звучит музыка». Выдающийся врач всех времен Авиценна еще тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. С 19 века пошло распространение музыкотерапии в Европе. В наши дни врачи все чаще обращаются к «приятному» лекарству через подсознание, активизируя внутренние силы человека в борьбе с недугом.

Музыкальное развитие неразрывно связано с физическим самочувствием ребенка. Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальных занятиях следующих здоровьесберегающих технологий:

- дыхательная гимнастика: повышает показатели диагностики дыхательной системы, дыхательные упражнения восстанавливают нарушенное носовое дыхание, улучшает функцию легких, повышает общую сопротивляемость организма, развивает певческие способности;

- артикуляционная гимнастика: вырабатывает качественные, полноценные движения органов артикуляции, подготавливает к правильному произнесению фонем;

- игровой массаж: повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез;

- пальчиковые игры: развивают речь ребенка, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление;

- речевые игры: развивают музыкальный и речевой слух, выразительность речи, двигательную активность;

- музыкотерапия: слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание;

- танцетерапия: помогает разрешить внутренние эмоциональные конфликты, освободиться от стресса, выразить чувства, для которых нет слов, освободить своё тело от мышечного напряжения, приобрести лёгкость в движении, получить доступ к внутренним ресурсам и творческим силам. Человек, который начинает двигаться, танцевать, становиться более жизнеспособным, энергичным, здоровым. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность и пластику движений.

- пение – один из наиболее эффективных видов комплексной терапии. Пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание детей. Исследования доказали, что люди, которые занимаются вокалом, легче переносят ОРЗ и бронхо - легочные заболевания. Распевание оказывает благоприятное воздействие на голосовой аппарат и весь организм в целом. Для голоса необходима постоянная тренировка. Она позволяет укреплять голосовые связки, формировать правильное дыхание. Поскольку голос – это уникальный, глубоко индивидуальный инструмент, с которым нужно бережно обращаться, то музыкальные руководители, добиваясь красивого и выразительного пения, особое значение придают заданиям по артикуляции и дикции. Не секрет, что при помощи логопедических попевок можно скорректировать определённые дефекты речи у ребёнка.

Инструментальное воздействие музыки проявляет себя следующим образом:

  1. Вокальная музыка воздействует на весь организм, но больше всего на горло.
  2. Струнные инструменты ориентированы на развитие сострадания.
  3. Ударные инструменты физически бодрят, придают силы организму.
  4. Клавишные соответствуют интеллектуальной сфере. Звучание рояля называют самой математической музыкой.

Итак, музыка благоприятна для организма в целом и является одним из средств физического воздействия на организм человека. Здоровьесберегающие технологии, используемые на музыкальных занятиях, развивают не только музыкальные способности, но и помогают развитию и укреплению здоровья ребенка. На музыкальных занятиях ребенок чувствует себя бодрым, жизнерадостным, у него снимается зажатость, закомплексованность, появляется вера в себя, свои силы. Он свободно движется, т. е. развивается координация, появляются положительные эмоции, развивается речь, а это, в свою очередь, тоже влияет на здоровье. Как сказал В. А. Сухомлинский «Музыка -воображение – фантазия – сказка – творчество - такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные и физические силы».  

свернуть

Влияние музыки на психику ребенка

Подготовила: музыкальный руководитель Л.Ч. Зверко

свернуть

«Чешки для вашего ребенка»

Рекомендации родителям Подготовил : музыкальный руководитель А. А. Орлова
развернуть

Развитие ритмических способностей у детей

Консультация для родителей
развернуть

Особенности детского пения

Памятка для родителей
развернуть

Рекомендации «Как приучить ребёнка слушать музыку в концертном зале?»

"Ритмы и звуки, как лекарство"

Консультация для родителей Подготовили музыкальный руководитель Л. Ч. Зверко
развернуть

ЧТО ТАКОЕ МУЗЫКАЛЬНОСТЬ?

Консультация для родителей
развернуть

Глинка, Чайковский, Моцарт, Бетховен...  Знаменитые, известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов-композиторов? Природа?       Родители? Педагоги?

 Может быть, профессиональные качества передаются с генами? Может быть, сын ученого, повзрослев, станет ученым, а сын писателя — писателем?

 Можно нередко слышать: «Должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него совсем нет музыкального слуха». Достаточно распространенная формула определения причины отсутствия способностей сына или дочери.

         Однако все в действительности несколько иначе. Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании способностей, то тогда дети, поколение за поколением, наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так уж редки случаи, когда ребенок ученого становится скрипачом, а врача — писателем.

И объясняется это окружением, в котором растет малыш, его собственным опытом. Они определяют в будущем и способности, и характер человека. И если сын музыканта выбирает ту же профессию, что его отец, то причина этого, прежде всего в том, что воспитывался он в атмосфере музыки, что с первых дней появления на свет был погружен в мир волшебных звуков.

 Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (т. е. физиологические особенности строения организма, например органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей.

 Понятие неразвивающаяся способность, по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.

         Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь

 к собственном голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность — природой данное человеку свойство.

         Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром.

Источник: http://sad4.pruzhany.by/chto-takoe-muzykalnost/

Подготовила: музыкальный руководитель Л.Ч. Зверко

свернуть

Охрана детского слуха и голоса

Родителям необходимо знать об особенностях детского слуха и об особенностях детского голоса, чтобы оберегать их.

Каждый день миллионы людей подвергаются шумовому воздействию, которое эксперты определяют как «раздражающее слух и вредное для здоровья». Дети особенно уязвимы к ухудшению слуха, связанному с вредным шумовым воздействием, причем, как правило, это происходит безболезненно и постепенно. Чрезмерный шум наносит вред микроскопическим сенсорным рецепторам, находящимся во внутреннем ухе ребенка. Во внутреннем ухе находится от 15 до 20 тысяч таких рецепторов, и поврежденные рецепторы больше не могут передавать звуковую информацию в мозг. Ситуацию ухудшает и тот факт, что повреждение слуха при чрезмерном шумовом воздействии носит практически необратимый характер.

Эксперты считают, что первые несколько лет жизни ребенка – являются наиболее важными для его развития. Недостаточно хороший слух может значительно замедлить умственное развитие ребенка. И если недостаточный слух диагностирован поздно, может быть упущено критическое время для стимуляции слуховых проходов, ведущих к слуховым центрам мозга. У ребенка может произойти задержка развития речи, что приведет к замедлению навыков общения и обучения.

Очень важно для охраны детского слуха создать благоприятную "звуковую атмосферу" дома для ребёнка. Главное - это оградить детский слух от резких слуховых эффектов. Нужно устранить всё, что нарушает правильное развитие слуха:

  1. Постарайтесь, чтобы ваш ребенок не подвергался таким привычным для нас источникам громкого шума, как стереосистема на повышенной громкости, телевизор, домашний кинотеатр. Громкая музыка из музыкального центра (например, тяжёлый рок) не только притупляет слух, но и крайне отрицательно действует на психику ребёнка.
  2. Увлечение телевизором тоже опасно для слуха.  Слуховой аппарат у ребёнка не сформирован до конца, и длительные звуковые восприятия оказывают на него весьма отрицательное действие.
  3. Громкие звуки, издаваемые дрелью, перфоратором и тому подобными бытовыми предметами также негативно влияют на слух. При срочной необходимости, например, работе с дрелью, лучше надеть ребенку наушники без звука.
  4. Игрушки должны иметь нежное мелодичное звучание, не нужно увлекаться громким звучанием некоторых звучащих игрушек.
  5. Старайтесь говорить с ребёнком не слишком громко. А крик вообще надо исключить из общения с вашим малышом. Создавайте дома спокойную обстановку. Резкие, громкие звуки отрицательно влияют на слух, снижая его остроту и чувствительность.

Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого тем, что он очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка. Гортань с голосовыми связками в два раза меньше гортани взрослого. Голосовые связки тонкие, короткие, поэтому звук детского голоса высокий и очень слабый.  Голосовой аппарат ребёнка очень хрупкий, связки слабые, гортань нежная. Всё это укрепляется вместе с общим развитием организма и созреванием так называемой вокальной мышцы. Певческое звучание ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения.

 Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Заботясь о формировании певческого голоса ребенка, необходимо оберегать его от распространенной в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует наличия определенных певческих навыков, громкого, форсированного звучания. Форсированное пение создаёт напряжённость голосового аппарата ребёнка.  Дети никогда не должны петь громко! Громкое пение («пение-крик») ставит под угрозу здоровье певческого аппарата. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых.

 У ребят младшего дошкольного возраста поверхностное "неорганизованное" дыхание. Уже только поэтому нельзя привлекать его к исполнению взрослых песен. В них широкий диапазон, длинные музыкальные фразы, требующие глубокого, сильного дыхания. Всё это вредно для ребёнка. Слабый, хрупкий голосок, несовершенное дыхание, при всей музыкальности и точности воспроизведения не в силах справиться с широтой "взрослой" песни, отсюда срыв голосовых связок. При неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм, ребенок испытывает напряжение гортани. У него «устает» голос, и потому он звучит «тяжело», невыразительно; могут даже возникнуть серьезные заболевания голосового аппарата.

 Занятия пением, если они включают постановку певческого голоса, строятся с учетом индивидуальных особенностей детей. В противном случае они могут нанести вред детскому организму, привести к заболеваниям певческого аппарата.

Несколько советов взрослым: «Как петь с ребенком, чтобы не навредить его голосу»:

- дошкольники (особенно младшего возраста) склонны к подражанию. Они слышат, как громко звучит голос взрослого человека, и пытаются петь так же. Поэтому если вы поете с детьми, не пойте очень громко.

- пойте не очень быстро и не слишком медленно;

- пытайтесь интонацией подчеркнуть содержание песни, например, колыбельные пойте спокойно, ласково, тихо; веселые песни – оживленно;                            

- пойте чаще;

- разучивайте песни «с голоса»; если есть возможность, чередуйте пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения; 

 -нельзя разрешать дошкольникам петь песни, написанные для взрослых (с большим диапазоном), если эти песни не переложены для детского голоса. Помните: чем понятней ребенку содержание песни, тем больше она ему нравится.

Не позволяйте детям петь зимой на улице или в сырую погоду, пить холодную воду, есть мороженое в разгоряченном состоянии во избежание простуды, заболеваний голосового аппарата.

Крайне важно по возможности воздерживаться от громкой речи, а тем более от пения во время гриппа, ларингита, так как перенапряжение голосовых связок в это время может привести к серьезным хроническим нарушениям голоса.

                   Внимание родителей должна привлечь разговорная речь ребёнка, которая должна быть спокойной, тихой, не напряжённой. Необходимо следить за тем, чтобы дети не говорили слишком громко. Взрослые также не должны громко говорить. Разговаривать с детьми надо без крика, ведь дети часто переносят разговорную интонацию на пение; услышав громкий разговор могут петь форсированным звуком. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей. Заботясь о создании

свернуть
Меню раздела