Консультация для родителей «Обогащаем словарный запас вместе»

Подготовил: учитель-дефектолог Д. Ю. Эльяшевич

 

Иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. Самый благодатный период для преодоления нарушений речи – это дошкольный возраст. Важно не упустить его, вовремя обратиться к учителю-дефектологу. Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддаётся коррекции. Правильная, красивая, связная речь – это залог успешного обучения ребёнка в школе, овладения им не только родным, но и иностранными языками.

Вопреки распространенному мнению учитель-дефектолог не только «ставит» звуки, но и развивает:

• словарный запас;

• фонематическое восприятие (умение на слух воспринимать и различать звуки);

• грамматический строй (умение образовывать новые слова, соединять слова в предложении, правильно употреблять окончания слов и т. д.);

• связную речь (умение связно высказываться, составлять рассказы по картинкам, из собственного опыта, и наконец, сочинять сказки, фантазировать).

Возможно, вы спросите: а зачем нам это? Но ведь каждый хочет, чтобы его ребёнок был самым лучшим и, конечно же, хорошо учился в школе. И, если не преодолеть все трудности, возникшие в детском саду, они будут преследовать ребёнка и в школе:

• не умеет красиво и правильно рассказывать – трудно будет учить историю, географию, словом все те науки, которые требуют пересказа;

• не умеет различать на слух звуки – возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме, сложно будет научиться читать;

• не развиты пальчики – трудно будет научиться писать;

• не умеет обобщать – возникнут проблемы с мышлением, а значит и с математикой;

• и, конечно, если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

1. Обогащение словарного запаса.

Работу над обогащением словарного запаса нельзя рассматривать как самоцель. Дело в то, что у детей может быть достаточно большой словарный запас, если этому уделяется большое внимание. Но важен не сам по себе словарный запас, а умение активно пользоваться имеющимися словами, правильно сочетать их между собой, образовывать из них новые слова.

Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игр. Необходимо обогащать речь ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами углублять и уточнять понимание значений уже имеющихся у них слов, а также прививать простейшие навыки образования новых слов.

Хотелось бы обратить ваше внимание на несколько советов:

• развивайте челюстные мышцы и мышцы языка ребенка. Приучайте детей эффективно пережёвывать грубую пищу, полоскать рот, надувать щёки, и т. д.;

• разговаривайте с ребёнком только на правильном русском языке, ни в коем случае не используйте «детский язык»;

• каждый день читайте ребенку короткие стихи и сказки;

• чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы;

• говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами;

• не перегружайте ребёнка. Не рекомендуется проводить занятия более 15-20 минут;

• используйте упражнения для развития мелкой моторики.

2. Игры по обогащению словарного запаса.

Предлагаю вашему вниманию ряд игр, в которые возможно играть не только дома, но и по пути в детский сад, магазин, к бабушке.

• Игра «Кто у кого?»

Назови детенышей животных: у тигра - тигренок; у лисы - лисенок…

• Игра «Большой - маленький»

Стол-столик; шапка-шапочка; жук-жучок

• Игра «Мой, моя, моё, мои».

Ребенок берет картинку (предмет) и говорит: «Это моя лента»; «Это моё пальто»; «Это мой шкаф», «Это мои ботинки»…

• Игра «Назови одним словом»

Фрукты, овощи, мебель, грибы, ягоды, транспорт и т. д. (желательно использовать картинки).

• Игра «Что летает?»: Шары, самолеты, ракеты, вертолеты, перо птицы, пух тополя, одуванчика.

• Игра «Кто плавает?» Утки, гуси, рыба, тюлень…

• Игра «Что плавает?» Лодки, корабли, поплавки, бревна, пароходы…

• Игра «Кто что делает?» Использовать картинки (спит, ест, играет, конструирует).

• Игра «Кто больше назовет слов» Назвать все действия, которые делает собака (кошка, лошадь) (бежит, лает, злиться, ест, лежит, бежит, сидит, грызёт.

• Игра «Кто как кричит» или «Кто рычит», «Кто мяукает», «Кто лает» Можно надеяться, что в результате всех этих упражнений (игр) ребёнок прочно усвоит названия действий животных, и в дальнейшем будет свободно употреблять в своей речи соответствующие глаголы.

Обогащение словаря именами прилагательными (которые обозначают признаки предметов)

• Игра «Что бывает кислое?» или «Что бывает сладкое?», «Что бывает горькое?»

• Игра «Скажи наоборот» (слова с противоположным значением)

Дерево высокое, а кустик низенький, Веревка толстая, а нитка тонкая…

Горячий - холодный, светлый - темный, добрый - злой, мягкий – твёрдый, лёгкий – тяжёлый…

• Игра «Кто больше слов скажет про яблоко (лимон)»

Например, хлеб – вкусный, душистый, черствый, хрустящий, свежий…

• Игра «Скажи из какого материала, сделаны предметы»

Рукавички из шерсти – шерстяные, из меха – меховые, стакан – стеклянный…

• Игра «У кого какая голова»

У вороны – воронья, у оленя – оленья, у белки – беличья, у лисы – лисья….

Все эти игры не только значительно обогатят словарный запас ребенка, но и положат начало развитию наблюдательности и пробудят интерес к языку.

Литература:

1. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. Под ред. О. С. Ушаковой. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2001.

2. Т. А. Ткаченко. Обогащаем словарный запас. РАбочая тетрадь. - Екатеринбург. ООО "Издательский дом Литур", 2008.

3. Моторина Н. Н. Формирование предметного словаря у детей с общим недоразвитием речи//Логопед. 2005, №2.