Не менее чем у 50 – 70% детей отмечаются нарушения формирования правильного прикуса, которые потом нередко осложняются тяжёлыми деформациями зубочелюстного аппарата.
Причин, вызывающих деформацию зубов или челюстей, довольно много, и начинают они проявляться на первом году жизни ребёнка. Возьмём, к примеру, очень распространённое сейчас явление, когда многие груднички по тем или иным причинам очень рано остаются без материнского молока. Вынужденный перевод таких детей на искусственное вскармливание таит в себе первую опасность возникновения в будущем нарушений прикуса.
У детей самых первых месяцев жизни в норме челюсть обычно смещена несколько назад. При кормлении грудью всякий раз ребёнку приходится проделывать довольно внушительную для него работу. А именно выдвигать нижнюю челюсть вперёд, чтобы плотнее обхватить сосок; напрягать мышцы щёк, для того чтобы создать вакуум в полости рта: иначе материнское молоко не будет отделяться. Такая постоянная нагрузка развивает мускулатуру и помогает росту челюстей.
При переводе на искусственное вскармливание малыш, по сути дела, лишается такой нагрузки, ибо добыть пищу из бутылочки несравненно легче. А порой эту задачу малышу облегчают и сами мамы, которые проделывают слишком большие отверстия в сосках от бутылочек. Тогда пища, что называется, льётся рекой и ребёнку остаётся её только глотать. О какой уж тренировке мышц идёт тут речь!
Кстати, это имеет ещё одно отрицательное последствие. Почувствовав, что пища даётся легко, малыш потом быстро к этому привыкает. И при попытке возобновить естественное вскармливание (а такие прецеденты бывают) это ни к чему хорошему уже не приведёт. Он просто-напросто отказывается от материнской груди. Почему? Да потому, что, познав более лёгкую для себя жизнь, малыш не желает возвращаться к старому, когда нужно усиленно трудиться.
Тот, кому приходилось иметь дело с грудничками, особенно с самых первых месяцев жизни, наверное, не раз про себя отмечал такую особенность этого возраста: наевшись вроде бы, как говорят, до отвала, ребенок, тем не менее, продолжает чмокать губами, сосёт как бы «вхолостую», автоматически, постепенно расслабляясь и засыпая. Так вот, несколько упрощая, можно сказать, что экономная природа, запрограммировав сосательный рефлекс, дала ему помимо основного ещё одно назначение. Сосательные движения тормозят двигательную активность малыша, гасят его отрицательные эмоции, становятся для него своего рода физиологическим снотворным.
Опыт многих поколений людей давно уже подсказывал, что эту особенность можно использовать в повседневных житейских делах, связанных с уходом за грудными детьми и их воспитанием. Так, родилась соска-пустышка та самая пустышка, против которой существует так много возражений, и которую одно время упорно изгоняли из обихода малышей. Но она оказалась очень живучей.
И одним из доводов против пустышки явилось то, что многие матери используют её не по назначению, когда нужно и не нужно, не особенно задумываясь над тем, что это, прежде всего успокаивающее средство, а не игрушка для ребёнка. В результате потом после года, когда по всем канонам пустышка должна быть сдана в архив, многие дети не в состоянии с ней расстаться: настолько велика у них страсть к сосанию. Даже если их лишить пустышки, они всё равно находят выход: переключаются на сосание пальцев. Именно так рождается одна из самых распространённых вредных привычек у детей младшего дошкольного возраста, бороться с которой бывает чрезвычайно трудно.
Но как говорится, было бы полбеды, если всё сводилось только к эстетическим моментам. Эта неуёмная страсть впрямую отражается на правильном росте зубов, ведёт в дальнейшем к формированию неправильной артикуляции языка, губ и челюстей. Как следствие этого ребёнок потом нередко во время еды поперхивается из-за того, что ему бывает трудно проглатывать особенно твёрдую пищу. На этой же почве ему трудно бывает выговаривать отдельные слоги и слова. Наконец, наличие такой вредной привычки у ребёнка отнюдь не соответствует формированию соответствующих навыков жевания.
Между тем и само по себе недостаточное жевание – одна из самых распространённых и весьма существенных причин зубочелюстных деформаций. Любой орган развивается правильно, когда он функционирует, а не бездействует. Разжёвывание пищи – своеобразная гимнастика. Чёрствый хлеб, сырые овощи, фрукты создают для жевательного аппарата необходимую нагрузку и тем самым способствуют его правильному росту и развитию. К сожалению, многие родители чаще всего заботятся лишь о том, чтобы пища ребёнка была высококалорийной, легкоусвояемой, и при этом нередко забывают о зубах, которые нуждаются в нагрузках. Вспомним также, что жевание твёрдой пищи – прекрасное средство самоочищения зубов, своего рода дополнительная «зубная щётка».
А ведь совсем не редкость, когда дети и в четыре, и в пять лет не умеют жевать, так же как и правильно глотать, ибо эти две функции тесно взаимосвязаны: стоит неразжёванному комочку пищи попасть в глотку, как ребёнок начинает давиться. В результате такие дети постоянно пребывают в состоянии дискомфорта, а родители вынуждены их всё время кормить протёртой пищей. Кроме того, неумение глотать – это тоже один из факторов риска по развитию аномалий прикуса.
Однако, что означает умение правильно глотать? Прежде всего, оно зависит от возраста ребёнка. До трёх лет считается нормальным так называемый инфантильный (от латинского слова «инфант» - младенец) тип глотания. По понятным причинам наиболее ярко он выражен у детей грудного возраста. Глотание осуществляется при разомкнутых челюстях и сжатых губах. И это должно тоже быть понятно: зачем смыкать челюсти, когда нечего откусывать и пища жидкая. Не играет большой роли и язык у младенца при глотании в отличие от более старших детей. Последним приходится при этом гораздо активнее действовать языком, приподнимая и упирая его кончик в нёбо и работая им как маленькой лопатой.
Таким образом, всякий ребёнок, перешагнувший трёхлетний рубеж и продолжающий глотать, как младенец, может быть, смело, причислен к числу отстающих. А определить таких ребят несложно: у них во время еды всегда как бы судорогой сводит лицо и подбородок, нередко подёргиваются уголки рта, сморщивается его лоб, опускаются веки, закатываются глаза, вытягивается шея. Впечатление такое, что малышу дали проглотить ложку жгучего перца.
Нетрудно себе представить настроение родителей, которым изо дня в день приходится наблюдать подобные картины во время еды. Можно попытаться и самим исправить создавшееся положение.
Обучать ребёнка правильному глотанию нужно перед зеркалом. При правильном глотании лицо должно оставаться спокойным, исключая небольшое сокращение мышц подъязычной области. Следует обращать внимание ребёнка на положение губ, зубов, языка. Обычно при правильном глотании губы и зубы сомкнуты, язык кончиком упирается в нёбную поверхность верхних передних зубов и передний участок твёрдого нёба.
Для стимуляции развития мышц, поднимающих язык, что облегчает овладение навыками правильного глотания, рекомендуется комплекс упражнений по так называемой мимогимнастике в игровой манере: «всадники» - щёлканье, цоканье языком; «буду красить потолок» - имитация окраски потолка (нёба) кистью (языком); «отбойный молоток» - звуковое подражание работе этого инструмента в виде затяжного произношения звука Д (ддд…). Длительность упражнений 2-4 минуты.
Можно также использовать и упражнения такого рода: 1) кончик языка поднимать к нёбу и удерживать в течение 10 секунд; 2) кончик языка медленно перемещать с зуба на зуб.
И ещё. Во время еды таким детям нужно запрещать длительно, удерживать пищу во рту (исключение здесь могут составлять разве что только чай и молоко), а также запивать жёсткую пищу. В противном случае, что называется, пойдёт насмарку.
Нельзя здесь не сказать ещё об одном чрезвычайно распространённом явлении, нередко приводящем к нарушениям прикуса и деформации челюстей. Мы имеем в виду наблюдающееся у многих детей отсутствие правильного носового дыхания в связи с частыми насморками, разрастанием аденоидов (носоглоточные миндалины), а иногда в результате искривления носовой перегородки на почве травмы носа. (Вот почему такие дети нуждаются в обязательной консультации отоларинголога.) Впрочем, от родителей во многом зависит, чтобы ребёнок как можно раньше попал к врачу. Сигнал для тревоги – ребёнок часто ходит с открытым ртом, похрапывает во сне, старается занять во время сна позу на животе (так легче дышать через рот).
Если же не предпринять никаких мер, то при длительном отсутствии дыхания через нос, можете даже не сомневаться, у вашего сына или дочери наверняка сформируется «аденоидный» облик и, конечно, деформируется прикус со всеми вытекающими отсюда последствиями. А вид таких детей довольно характерен: постоянно несмыкающиеся губы и при этом всё время сохнущие узкие ноздри, сглаженность носогубных складок, широкая переносица, нередко двойной контур подбородка из-за опущения языка и ослабленная диафрагма полости рта. Словом, вид очень непрезентабельный. И такие ребята всегда вызывают жалость и сочувствие.
Не случайно, поэтому тренировка носового дыхания является одним из условий общей физической подготовки детей дошкольного возраста и введена в виде набора упражнений в комплекс утренней гимнастики.
Для детей с неправильным дыханием рекомендуются также специальные упражнения (при сомкнутых губах): 1) медленный глубокий вдох и выдох; 2) последовательный вдох правой, затем левой половиной носа (одна ноздря зажата пальцем); 3) вдох при поднятии рук в стороны – вниз. Эти упражнения обычно выполняются детьми под наблюдением педагога, в течение 2-5 минут 2-3 раза вдень во время прогулок. Кроме того, желательно ежедневно дважды в день выполнять комплекс упражнений по тренировке круговой мышцы рта, которая расслаблена у таких детей.
Упражнения для нормализации тонуса круговой мышцы рта (при сомкнутых губах): 1) губы вытянуть вперёд («хоботком»); 2) губы вытянуть вперёд, затем растянуть в улыбке; 3) последовательно натянуть верхнюю и нижнюю губы на зубной ряд; 4) переместить губы вправо и влево; 5) надуть щёки и медленно выдавить воздух через сжатые губы кулаками; 6) (при разомкнутых губах) установить мизинцы рук в углах рта и в таком положении стремиться сомкнуть губы. Каждое упражнение выполняется несколько раз в течение 1-3 минут (в зависимости от возраста ребёнка: если маленький – 1 минуту, если постарше - дольше).
И, наконец, ещё об одной взаимозависимости. Осуществляя профилактику кариеса, вы тем самым способствуете предупреждению у ребёнка аномалий зубочелюстной системы. И немудрено: чем меньше повреждённых зубов, тем больше вероятность сохранения нормального прикуса. И наоборот, занимаясь предупреждением зубочелюстных деформаций у детей, вы боретесь с кариесом. Кстати, учёными уже давно подмечено, что у ребят с зубочелюстными деформациями эффективность противокариозных средств намного ниже, нежели у тех, кто не нуждается в лечении у ортодонта.
А вообще, чем крепче и закалённее ребёнок, тем здоровее и красивее у него зубы. Однако за здоровье нужно бороться. Очень хотелось бы надеяться, что наши советы помогут вам, товарищи взрослые, в этом нелёгком деле.
ВОЗМОЖНЫЕ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ,
ВЫЗВАННЫЕ ОТКЛОНЕНИЯМИ В СТРОЕНИИ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
Передний открытый прикус: Межзубный сигматизм свистящих
Боковой открытый прикус: Боковой сигматизм свистящих
Боковой сигматизм шипящих
Прогнатия: Губно-зубной сигматизм свистящих
Губно-зубной сигматизм шипящих
Прогения: Шипящий парасигматизм свистящих
Шипящий парасигматизм шипящих
Закрытый прикус: Призубный сигматизм свистящих
Призубный сигматизм шипящих
Прямой прикус: Призубный сигматизм свистящих
Высокое узкое твёрдое нёбо: Каппацизм (К, КЬ,Г,ГЬ,Х,ХЬ)
Межзубный сигматизм шипящих
ОТКЛОНЕНИЯ В СТРОЕНИИ ОРГАНОВ
АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
Наиболее частыми дефектами челюстей и зубного ряда являются различные нарушения прикуса (соотношения верхнего и нижнего зубных рядов при сомкнутых челюстях):
ПРОГЕНИЯ – передние зубы нижней челюсти выступают далеко вперёд;
ПРОГНАТИЯ - передние зубы верхней челюсти сильно выдвинуты вперёд;
ОТКРЫТЫЙ ПРИКУС – при сомкнутом положении верхней и нижней челюстей остаётся свободным промежуток между верхними и нижними зубами. Если промежуток образуется между передними зубами при сомкнутых боковых, это передний открытый прикус; если промежуток наблюдается между боковыми зубами при сомкнутых передних, это боковой открытый прикус.
Нарушения прикуса затрудняют выработку необходимых для произношения разных групп звуков положений языка. При прогении затруднено положение широкого кончика языка за нижними резцами, что необходимо для произношения свистящих звуков. При прогнатии затруднено положение широкого кончика языка за верхними зубами, что необходимо для произношения шипящих звуков. При переднем открытом прикусе кончик языка просовывается в щель между резцами, что придаёт шепелявый оттенок звуку; при боковом открытом прикусе боковой край языка просовывается в щель между коренными зубами и туда же уходит воздушная струя, что придаёт звукам хлюпающий оттенок.
Могут наблюдаться и отклонения в строении зубного ряда: отсутствие тех или иных зубов, редко поставленные зубы, что может влиять на формирование направленной воздушной струи. Во всех этих случаях необходимо направить к специалисту – ортодонту в стоматологическую поликлинику. Но это не значит, что с таким ребёнком не надо заниматься. Если у него хорошо работают подвижные органы артикуляционного аппарата и достаточно развит фонематический слух, можно добиться положительных результатов посредством занятий по исправлению звукопроизношения.
Необходимо отметить также и особенности в строении твёрдого нёба, так как от его формы будут зависеть движения и положения языка. Так при постановке шипящих звуков, если у ребёнка высокое, узкое (готическое) нёбо, необходимо следить, чтобы кончик языка не заходил за бугорки, иначе он будет загибаться и искажать звучание шипящих звуков.
Глубокий. Глубокий прикус характеризуется тем, что при нём верхние зубы перекрывают нижние более, чем на половину их длины. Если у ребёнка такой прикус, объём полости рта уменьшается, и ему труднее глотать и дышать, иногда у малышей из-за этого болит голова.
Дистальный. Один из самых распространённых видов неправильного прикуса – нижняя челюсть занимает заднее положение по отношению к верхней (выпуклый профиль лица). Среди причин возникновения такого нарушения генетическая предрасположенность, хронические заболевания ЛОР – органов в детстве, сосание пальца или соски и раннее удаление молочных зубов из-за которого развитие нижней челюсти может затормозиться. Дистальный прикус может мешать детям жевать и глотать, кроме того, в этом случае задние зубы более подвержены кариесу.
Перекрёстный. При правильном прикусе верхние зубы должны перекрывать нижние в переднем отделе на 1/3, а в боковом отделе наружные бугры верхних зубов перекрывают наружные бугры нижних зубов. При перекрёстном прикусе это соотношение нарушается. Он бывает односторонним и двусторонним, может быть в переднем и в боковых отделах. Чаще всего причиной этого нарушения становится преждевременное удаление молочных зубов и хронический отит. Дети с таким прикусом жуют одной стороной, и это отражается на состоянии желудка.
Мезиальный. Нижняя челюсть находится в диспропорции с верхней. Отличительный признак мезиального прикуса – выступающий вперёд подбородок (вогнутый профиль лица). Эта патология нередко передаётся по наследству или возникает из-за неравномерного стирания молочных зубов – если клыки не стираются вовремя, они блокируют рост нижней челюсти. Последствия мезиального прикуса, помимо эстетической стороны, такие же как при дистальном.
Открытый. Это достаточно редкая патология, когда зубы верхней и нижней челюстей не смыкаются. Её может вызвать любая из упомянутых причин. У детей с таким прикусом существенно страдает речь, наблюдаются заболевания желудочно-кишечного тракта и часто воспаляются ЛОР - органы. Кроме этих нарушений встречаются и другие, например, промежутки между зубами или скрученность (т.е. неправильная постановка зуба).
Подготовила учитель-дефектолог ПКПП Ходыко Н. Д.
по материалам интернет источников